Правительство утвердило комплексную государственную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»

on Понедельник, 02 Октябрь 2023.

Повышение энергоэффективности в различных отраслях экономики, развитие технологий зелёного строительства, электрификация и газификация общественного транспорта – таковы главные цели комплексной государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности». Постановление об её утверждении подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Программа определяет основные направления работы по повышению энергоэффективности в электроэнергетике и теплоэнергетике, промышленности, транспорте, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. Отдельный раздел программы посвящён популяризации энергосбережения.

Так, в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики документ предусматривает меры по стимулированию когенерации, когда при выработке электроэнергии появляется возможность рационально использовать попутное тепло. В числе других направлений – развитие альтернативных и возобновляемых источников энергии, перевод котельных на экономичные виды топлива, меры по снижению потерь электрической и тепловой энергии.

В области строительства программа предполагает поддержку государственных заказчиков, использующих при возведении зданий экологичные и энергоэффективные стройматериалы.

За счёт реализации мероприятий программы показатель энергоёмкости валового внутреннего продукта страны к 2035 году должен снизиться на 35% по сравнению с аналогичным уровнем 2019 года. Это одна из целей Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

Перечень конкретных мероприятий программы и план-график их реализации появятся в её паспорте после формирования федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.

Портал НОЭ

Комиссия СоюзМаш России по энергоэффективности обсудила механизмы внедрения нового отраслевого профессионального стандарта

on Среда, 14 Июнь 2023.

Заседание провел Первый заместитель Генерального директора ПАО «Россети» Андрей Муров. Участвовали представители Минэкономразвития России, Российского энергетического агентства Минэнерго России, организаций – членов Союза, профильных ассоциаций и отраслевых объединений.

От Ассоциации «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» (НОЭ) на заседании присутствовали Президент – Питерский Леонид Юрьевич и Руководитель Аппарата – Донских Галина Николаевна.

Ключевой темой встречи стало применение профессионального стандарта «Специалист по обеспечению энергосбережения и повышения энергетической эффективности», утвержденного Минтрудом России (Приказ от 20.12.2022 г. № 794н). Документ вступит в силу с 1 сентября 2023 года и будет определять основные трудовые функции работников в данной сфере и требования к их образованию и опыту работы. Данный профстандарт был разработан для создаваемого по инициативе НОЭ СПК в области экологии, ресурсосбережения и повышения энергоэффективности.

«Появление такого стандарта важно не только для руководителей организаций, но и специалистов, которые непосредственно занимаются темой энергоэффективности. Это многофункциональный документ, который может применяться для управления персоналом, проведения независимой оценки квалификации. Он будет работать на долгосрочную перспективу, потому что позволит создавать образовательные программы в соответствии с реальными требованиями рынка», – сказал Андрей Муров.

Также участники заседания обсудили совершенствование ГИС «Энергоффективность», которая содержит нормативные акты и перечень наиболее успешных проектов по энергосбережению. По итогам дискуссии члены комиссии представят предложения по лучшим практикам, которые будут переданы в Минэкономразвития России для интеграции в систему.

Комиссия по вопросам развития и внедрения технологий в области энергетической эффективности и энергосбережения Союза машиностроителей России под руководством Андрея Мурова действует с 2019 года. Ее основной задачей является содействие повышению энергоэффективности машиностроительных предприятий и развитию ими производств соответствующей продукции для других отраслей. В комиссию входят представители федеральных органов исполнительной власти, предприятий, финансовых институтов и образовательных организаций.

Профстандарт по энергосбережению.pdf

Михаил Мишустин утвердил перечень дополнительных мер поддержки развития электротранспорта

on Пятница, 05 Май 2023.

Правительство продолжает работу по развитию отрасли электротранспорта и созданию необходимой для неё инфраструктуры. Михаил Мишустин утвердил перечень дополнительных мер поддержки этого направления.

Документ был подготовлен по итогам стратегической сессии по развитию электротранспорта в России, которая прошла под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Андрея Белоусова в феврале 2023 года.

Речь идёт о реализации 29 мероприятий. Один из блоков перечня посвящён развитию инфраструктуры. Так, Минэнерго, Минэкономразвития и региональные власти должны будут разработать методические рекомендации по реализации программы субсидирования быстрых зарядных станций. Эту работу нужно провести на основе опыта 12 регионов, участвовавших в пилотном проекте. Благодаря господдержке в 2022 году там было открыто 439 зарядных станций. В 2023 году число субъектов, участвующих в таких пилотах, выросло до 34.

Кроме того, Минстрою, Минэнерго и Ростехнадзору поручено оценить целесообразность обязательной установки зарядных станций при строительстве общественных зданий и многоквартирных домов. Также планируется предоставить гражданам возможность устанавливать медленные зарядные станции в подземных или наземных паркингах многоквартирных домов без обращения в энергокомпании. Жильцы смогут использовать их ночью, когда в домовых сетях есть избыток энергомощностей.

Также Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС должны выработать дополнительные варианты отсрочки оплаты стоимости технологического присоединения заправочных станций к электрическим сетям.

Ещё один блок мер касается стимулирования использования электрокаров гражданами и бизнесом. Минтранс, Минэкономразвития, Минэнерго, Минцифры и Минфин должны будут представить предложения по субсидированию агрегаторов такси и каршеринга, что позволит снизить стоимость поездок для пользователей, выбирающих электромобили.

В перечне дополнительных мер также содержится предложение о пересмотре стоимости ОСАГО для владельцев электромобилей, эксплуатируемых в такси и каршеринге. Минфин, Банк России и Российский союз автостраховщиков проведут анализ аварийности электрокаров и на его основе подготовят соответствующие предложения.

Кроме того, Минпромторг, Минэкономразвития и Минфин представят предложения по увеличению финансовой поддержки программ стимулирования спроса на электромобили в связи с ростом интереса автовладельцев к данному виду транспорта.

Также в перечне содержится блок мер, посвящённый развитию электросудов и созданию для них необходимой инфраструктуры. Планируется, что Минтранс, Минпромторг, Минэнерго, Минфин и Минэкономразвития проанализируют мировой и отечественный опыт электросудостроения и подготовят перечень мероприятий для развития этого направления.

Помимо этого, будет рассмотрен вопрос о включении кораблей с электродвигателями в программу льготного лизинга гражданских судов. Подготовить соответствующие предложения поручено Минпромторгу,

Минтрансу, Минэкономразвития, Минфину и Государственной транспортной лизинговой компании. Работа над развитием электротранспорта и зарядной инфраструктуры идёт в рамках реализации стратегической инициативы социально-экономического развития «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» и Концепции развития производства и использования электротранспорта в России до 2030 года, куратором которых является Андрей Белоусов.

Портал НОЭ

Минэкономразвития РФ: в борьбе с пластиковыми загрязнениями приоритетны меры, не создающие препятствий для бизнеса

on Пятница, 05 Май 2023.

Представители департамента торговых переговоров Минэкономразвития России приняли участие в совместном семинаре ВТО и программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП ООН), который состоялся в четверг, 27 апреля. На повестке – вклад торговых инструментов в борьбу с загрязнением пластмассами.

Проблематика торговли пластмассами стремительно набирает актуальность на фоне переговоров под эгидой ЮНЕП ООН о заключении международного юридически обязательного соглашения по борьбе с загрязнением пластмассами, в том числе в морской среде. Переговоры планируется завершить к концу 2024 года.

Минэкономразвития России уделяет внимание работе по этой теме на площадке ВТО, являясь активным участником Неформального диалога ВТО по загрязнению окружающей среды и экологически устойчивой торговле пластиком (всего в составе участников 76 членов ВТО).

В ходе семинара российскими представителями была подчеркнута недопустимость использования «борьбы с загрязнением пластмассами» в качестве предлога для введения протекционистских, дискриминационных мер. Призвали участников к взвешенному, экономически-эффективному и научно-обоснованному подходу при введении торговых запретов и ограничений.

«В поиске совместных «торговых» решений по борьбе с пластиковыми загрязнениями следует ставить акцент на тех мерах, которые благоприятны для развития торговли (trade-friendly) и не создают излишних препятствий для бизнеса. Стоит сосредоточить усилия на том, как помочь бизнесу развивать производство экологически чистых пластмасс, включая вторичный пластик. Например, через налаживание эффективной системы обращения с отходами, включая их переработку. Или через облегчение доступа к необходимым технологиям, оборудованию и сырью - что особенно актуально сегодня в условиях антироссийских санкций в полимерной отрасли», - прокомментировали в Минэкономразвития.

В мероприятии принимали участие представители российских ведомств и бизнес-сообщества.

Портал НОЭ

Более 40% уличных фонарей Петербурга составляют светильники нового поколения

on Вторник, 25 Апрель 2023.

ГБУ «Ленсвет» провело в Санкт-Петербурге модернизацию освещения в квартале между улицами Димитрова, Пловдивской, Купчинской и Будапештской. Освещение на территории жилого массива появилось 15 лет назад. Раньше здесь были натриевые светильники мощностью 150 Вт. Сегодня вместо устаревших ламп установлены 216 светодиодных фонарей.

Светодиодные фонари нового поколения отличаются низким энергопотреблением и длительным сроком службы.

«В комплексной модернизации освещения улиц, жилых кварталов, парков и скверов используются современные материалы и оборудование. Реализация таких проектов позволяет экономить средства городского бюджета, обеспечивает комфорт и безопасность петербуржцев», - отметил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

Новые фонари позволили снизить потребление электроэнергии на 50%, сохраняя нормативную освещенность.

В 2023 году «Ленсвет» планирует заменить во Фрунзенском районе около 3 тыс. натриевых светильников.

На сегодня доля фонарей нового поколения в системе наружного освещения и художественной подсветки Петербурга составляет 41%.

Портал НОЭ

В России количество ЭЗС для электромобилей за год выросло в два раза – до 1 664 штук

on Вторник, 25 Апрель 2023.

Количество электрозарядных станций (ЭЗС) для электромобилей в России за год увеличилось на 105%, до 1 664 штук. Такие данные приводятся в совместном исследовании «2ГИС», сервиса бизнес-аналитики «2ГИС Про» и сервиса проверки истории авто «Автотека». #новости_энергетики #электромобили

По данным исследования, на 18 апреля 2023 года в России работают 1 664 ЭЗС. Это в два раза больше, чем год назад (810). Лидером по количеству общедоступных ЭЗС является Москва, где число станций выросло за год на 47%, до 300 шт. На втором месте расположился Южно-Сахалинск, в котором за 12 месяцев количество станций для зарядки увеличилось на 433% и теперь составляет 112 шт. В ТОП-5 городов также вошли Красноярск (96 станций, +269%), Санкт-Петербург (92 станции, +61%) и Казань (57 станций, +235%).

В августе 2021 года правительство РФ утвердило концепцию развития производства и использования электротранспорта в РФ до 2030 года. В документе обозначены первоочередные задачи для формирующейся отрасли. В их числе развитие производственной базы, наращивание технологических компетенций, выведение на рынок принципиально новых продуктов и создание современной инженерной и транспортной инфраструктуры. К 2024 году в России планируется выпустить не менее 25 тыс. электромобилей и открыть не менее 9,4 тыс. зарядных станций для них.

Портал НОЭ

Павел Завальный: Газомоторный транспорт по многим показателям превосходит электромобили

on Вторник, 25 Апрель 2023.

На сегодня прямое использование газа в моторах – самый эффективный низкоуглеродной способ преобразования энергии и получения эффекта, заявил председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике Павел Завальный на круглом столе «Развитие рынка природного газа как моторного топлива: проблемы и пути решения» 18 апреля 2023 года. #новости_энергетики #газ

«Дальше только водород, но и он делается из газа. Другой способ получения водорода есть, только он дороже в несколько раз, чем из газа. Вопрос, можем ли мы это себе позволить или нет? Я считаю, что нет. Нам нужен совсем другой уровень технологического развития экономики, чтобы позволять себе такие дорогие вещи», - отметил он.

Павел Завальный считает, что в настоящее время стоит сфокусировать внимание именно на развитии газомоторного транспорта, который по многим показателям превосходит электромобили.

«Углеродный след от газомоторного транспорта в два раза ниже, чем от электромобиля, как и КПД. Поэтому не стоит себя обманывать по поводу экологичности и эффективности электромобилей», - заявил он.

Портал НОЭ

В Ставропольском крае до 2028 года планируется построить пять электростанций

on Вторник, 25 Апрель 2023.

В утвержденной Приказом Министерства энергетики РФ от 28.02.2023 № 108 Схеме и программе развития электроэнергетических систем России (далее — СиПР) на 2023−2028 годы включен прогноз и основные технические решения по развитию энергосистемы Ставропольского края. #новости_энергетики #электроэнергетика

В соответствии с разработанным АО «СО ЕЭС» прогнозом, к 2028 году в энергосистеме Ставропольского края планируется увеличение потребления электрической энергии до 11 787 млн кВт ч со среднегодовым темпом прироста — 0,7%, а также увеличение максимального потребления электрической мощности до 1 828 МВт со среднегодовым темпом прироста — 0,3%.

По информации Филиала АО «СО ЕЭС» - Северокавказское РДУ, в соответствии с СиПР, в энергосистеме Ставрополья планируются проекты, связанные с вводом и реконструкцией объектов по производству электроэнергии.

Это проекты строительства Просянской гидроэлектростанции (ГЭС) установленной мощностью 7 МВт, Горько-Балковской ГЭС мощностью 9 МВт, Кузьминской ветроэлектростанции (ВЭС) мощностью 160 МВт, Труновской ВЭС мощностью 95 МВт со сроком ввода в 2023 году, а также ВЭС Чистополь мощностью 71,3 МВт со сроком ввода в эксплуатацию в 2025 году.

Кроме того, согласно СиПР запланирована модернизация Сенгилеевской ГЭС с увеличением мощности с 15 до 18 МВт со сроком реализации в 2025 году и модернизация Кубанской ГАЭС с увеличением мощности до 18,9 МВт (прирост 3 МВт) со сроком в 2026 году.

В СиПР также определены решения по перспективному развитию электрических сетей энергосистемы Ставропольского края, необходимые для исключения рисков выхода параметров электроэнергетического режима работы энергосистемы за пределы допустимых значений.

Эти решения включают в себя реконструкцию ряда подстанций и воздушных линий электропередачи (ЛЭП) 35−110 кВ. В частности, предусмотрена реконструкция подстанции (ПС) 35 кВ «Ясная Поляна-1» с переводом на напряжение 110 кВ (ПС 110 кВ «Джинал») и строительством распределительного устройства 110 кВ, с увеличением трансформаторной мощности с 12,6 МВА до 50 МВА.

Запланировано строительство заходов воздушной ЛЭП 110 кВ Ессентуки-2 — Ясная Поляна-2 с отпайкой на ПС «Тяговая 39-й км» на ПС 110 кВ «Джинал» ориентировочной протяженностью 0,2 км.

Планируется реконструкция ПС 110 кВ «Ачикулак» с заменой одного из трансформаторов мощностью 6,3 МВА на трансформатор 10 МВА. В том числе предусмотрена реконструкция ПС 110 кВ «Лысогорская» с заменой одного из трансформаторов мощностью 2,5 МВА на трансформатор 4 МВА.

Запланирована реконструкция ПС 110 кВ «Мин-Воды-2» с заменой трансформатора мощностью 25 МВА на трансформатор мощностью 40 МВА. Планируется реконструкция ПС 110 кВ «Левокумская» с заменой трансформаторов мощностью 10 МВА и 6,3 МВА на два трансформатора мощностью по 16 МВА.

На ПС 110 кВ «Западная» запланировано провести реконструкцию с установкой третьего трансформатора мощностью 16 МВА.

«В Схеме и программе развития электроэнергетических систем России на 2023−2028 годы учтены актуальные потребности по обеспечению энергетической безопасности Ставропольского края на ближайшие шесть лет. Реализация проектов модернизации и реконструкции электросетевого комплекса позволит улучшить надежность электроснабжения региона в наиболее проблемных местах, а также подключить новых потребителей», — прокомментировал министр энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Иван Ковалев.

Портал НОЭ

Ученые выяснили, насколько сильно московская пыль загрязнена токсичными элементами

on Вторник, 25 Апрель 2023.

Городская пыль состоит из частиц как природного, так и антропогенного происхождения. Эти частицы ученые используют не только для экологического мониторинга городской среды, но и для нахождения основных источников загрязнения.

Именно такой анализ городской пыли Москвы провели специалисты лаборатории геохимии наночастиц Института геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернадского (ГЕОХИ) РАН. Они оценили, насколько загрязнена окружающая среда столицы и выявили связанные с этим риски для локальной экосистемы и городских жителей. Как отмечают в научном институте, на основе полученных данных можно определить конкретный ряд дальнейших действий, например организации дорожного движения и/или оперативной утилизации образующейся пыли.

Исследование провели на территории, ограниченной Третьим транспортным кольцом (ТТК).

«В нашей работе мы установили, что основным источником тяжелых металлов в пыли стал процесс эксплуатации автотранспорта, а именно износ тормозных колодок и шин, а также износ дорожного полотна, металлических и других деталей транспортных средств», — рассказывает кандидат химических наук, старший научный сотрудник лаборатории геохимии наночастиц Александр Иванеев.

В рамках исследования ученые выяснили, что городская пыль Москвы загрязнена тяжелыми металлами (сурьмой, цинком, свинцом, кадмием, медью, молибденом и ртутью). Их содержание в городской пыли в среднем составляет 0,1 %. Таким образом, 41 % площади исследуемой территории Москвы подвержены экологическому риску, вызванному тяжелыми металлами, ассоциированными с городской пылью.

Наименее подверженными антропогенному воздействию города оказались московские парки: Парк Горького, Нескучный сад, Екатерининский парк, Сад имени Баумана, Пресненский парк, Парк 1 мая, Сад Эрмитаж.

«В целом содержание тяжелых металлов в пыли, отобранных в парках, в 2 раза меньше. Согласно полученным результатам, на исследуемой территории Москвы нельзя выделить районы, которые подвержены наибольшему риску, поскольку не было выявлено никаких локальных закономерностей в аккумулирование тяжелых металлов в пыли. Тем не менее, поскольку основным источником тяжелых металлов был процесс эксплуатации автотранспорта, то можно предположить, что наиболее подвержены риску районы, которые находятся вблизи крупных автомагистралей — ТТК и Садовое кольцо», — добавил кандидат химических наук, старший научный сотрудник лаборатории геохимии наночастиц Александр Иванеев.

В дополнение к экологическим рискам ученые провели оценку потенциальных рисков для здоровья жителей Москвы — как взрослых, так и детей. Неканцерогенные риски для взрослых людей выявлены не были. Дети же более подвержены токсическому эффекту тяжелых металлов, находящихся в городской пыли, по сравнению со взрослыми. Однако, как отмечают ученые, все риски можно снизить, если избегать игр в городской пыли, а также минимизировать нахождение детей в запыленных локациях. Кроме этого, нужно соблюдать правила гигиены, регулярно и качественно мыть руки после прогулки.

Канцерогенные риски для здоровья взрослых и детей выявлены не были.

Среди основных источников загрязнения городской пыли тяжелыми металлами, ученые назвали выветривание почв, износ тормозных колодок и автомобильных шин, дорожного покрытия, металлических деталей и конструкций, промышленную деятельность (строительство, обработка металлов, производство электролитов и оптоэлектроники), а также процесс эксплуатации железнодорожного транспорта.

Портал НОЭ

Откуда в арктических озерах ртуть? Новое исследование российских ученых

on Вторник, 25 Апрель 2023.

Российские ученые выяснили, что стало основной причиной накопления ртути в условиях вечной мерзлоты и оценили возможную угрозу ее высвобождения из-за потепления климата. Исследовав донные отложения озер в Российской Арктике, они пришли к выводу, что пары ртути были перенесены из промышленных районов. Над научным проектом работали сотрудники лаборатории эволюционной биогеохимии и геоэкологии Института геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернадского (ГЕОХИ) РАН.

Ученые исследовали донные отложения двух арктических озер — Лонгтибейто на полуострове Ямал и Гольцовое на Гыданском полуострове. Эти озера термокарстовые, то есть образованы в результате вытаивания и проседания вечной мерзлоты. Донные отложения арктических озер, не подверженных прямым воздействиям деятельности человека, — это своего рода архивы. Они содержат информацию о поступлениях из литосферы и атмосферы, биогеохимических процессах на водосборе и в самом водоеме и отражают изменения климата и окружающей среды.

«В ходе исследований колонок (донные отложения собираются в специальные колонки) мы определили, что самые нижние слои относятся к доиндустриальному периоду (до 1850 года). Содержания ртути в приповерхностных слоях, в отличие от остальных элементов, показали превышение относительно фоновых значений в 7,5–8 раз. Однако даже эти концентрации лишь незначительно превышают среднее содержание ртути в земной коре (0,045 мкг/кг) и далеки от критических значений. По нашему мнению, поток ртути из земной коры, который и определяет фон, является довольно постоянным. Он значительно меньше поступлений в верхние слои отложений из атмосферы и с водосбора», — сказал старший научный сотрудник лаборатории эволюционной биогеохимии и геоэкологии ГЕОХИ РАН Юрий Таций.

Исследователи обратили внимание на кратковременный резкий рост потока ртути в озере Гольцовом в начале ХХ века при повышении концентраций других элементов. Возможным объяснением этого могло быть потепление, затронувшее этот регион в начале века, когда граница вечной мерзлоты отступила на север, а температура мерзлых грунтов повысилась на 1,5–2 градуса.

Как отмечают в научном институте, устойчивое климатическое потепление может привести к увеличению среднегодовых температур озерных вод и временно изменить условия питания организмов, живущих в водоеме. Это станет причиной роста в отложениях органического вещества и доли частиц микронного размера — основных коллекторов ртути — и, как следствие, повышения ее концентраций за счет увеличения поступлений с водосбора.

Портал НОЭ

Павел Сорокин: «Потребление СПГ в качестве моторного топлива к 2035 году может увеличиться в 10-15 раз»

on Вторник, 25 Апрель 2023.

Базовый сценарий развития рынка газомоторного топлива (ГМТ) предусматривает, что в 2030 году потребление природного газа транспортом составит 8 млрд куб. м в год, а к 2035 году эта цифра может увеличиться до 12 млрд куб. м. Об этом Павел Сорокин рассказал на III Всероссийском газомоторном форуме.

При этом он отметил, что существенную роль в этом сыграет рост потребления СПГ.

«Если по компримированному газу мы ожидаем увеличения потребления в пределах 3-4 раз, то использование СПГ в качестве моторного топлива к 2035 году может вырасти в 10-15 раз», – сообщил первый заместитель Министра.

Он отметил, что наращивание объёмов потребления сжиженного природного газа станет возможными благодаря его использованию не только грузовым сухопутным транспортом и сельскохозяйственной техникой, но также и речным и морским флотом.

Павел Сорокин также обратил внимание на то, что развитие рынка ГМТ соответствует целям по достижению углеродной нейтральности в России к 2050-2060 годам. По его словам, реализация базового сценария развития газомоторного транспорта позволит к 2035 году сократить выбросы парниковых газов на 60 млн тонн эквивалента диоксида углерода, а также на 5,1 трлн рублей уменьшить расходы на топливо.

При этом он уточнил, что программа развития ГМТ разделена на три этапа: в 2023-2025 годах планируется завершить формирование всей необходимой нормативно-правовой базы, на 2025-2030 годы запланировано строительство основной инфраструктуры вдоль дорожной сети и постепенное увеличение её загрузки, а на 2030-2035 годы будет приходится основное наращивание потребление природного газа в качестве моторного топлива и общее увеличение парка газомоторного транспорта.

Кроме того, замминистра подчеркнул, что программа развития мини-СПГ синхронизирована с газификацией и догазификацией.

«Это позволит к 2035 году создать до 80 объектов мини-СПГ, которые обеспечат ежегодное потребление грузовым транспортом около 5-6 млрд куб. м природного газа», – уточнил он.

Говоря о потреблении природного газа водным транспортом, Павел Сорокин отметил, что основные пункты бункеровочной инфраструктуры планируется создать в Чёрном и Балтийском морях, в районе Мурманска, на Ямале, а также на Дальнем Востоке.

«Это основные точки, способные создать максимальное потребление природного газа водным транспортом», – пояснил он, добавив, что речь идёт не только о морских судах, но и о речных.

Портал НОЭ

 

Проект Росэнергоатома стал лауреатом премии «Эффективное производство» Проект Росэнергоатома стал лауреатом премии «Эффективное производство»

on Вторник, 25 Апрель 2023.

Проект «Умная видеоаналитика: контроль соблюдения требований техники безопасности и промышленной безопасности с помощью компьютерного зрения и искусственного интеллекта» Концерна «Росэнергоатом» (входит в Электроэнергетический дивизион Госкорпорации «Росатом») занял 1-е место в специальной номинации «Промышленная безопасность и охрана труда» Премии «Эффективное производство» 2023 (OEE Award). Церемония награждения состоялась 13 апреля 2023 года в рамках VII Промышленной конференции «Эффективное производство 4.0».

Система предназначена для анализа видеопотока с камер наблюдения в производственных помещениях, где требуется соблюдение требований техники безопасности и промышленной безопасности. При помощи искусственной нейронной сети полностью автоматизируется процесс обнаружения нарушений правил применения средств индивидуальной защиты в производственных помещениях, где размещены действующие электроустановки. Система позволяет выявлять и регистрировать до 98% нарушений. Система включена в Реестр российского ПО, в настоящее время она успешно функционирует на Кольской АЭС и тиражируется на все российские атомные электростанции.

«Среди ключевых задач проекта были не только снижение количества нарушений техники безопасности (ТБ) и промышленной безопасности (ПБ), повышение трудовой дисциплины, изменение поведения работников, но и оптимизация расходов на ПБ и ТБ, уменьшение потерь из-за травматизма, ремонтов и простоя оборудования. Результаты пилотного внедрения на Кольской АЭС показали, что мы с этими задачами успешно справились. Для меня и всей нашей команды очень ценно, что наш опыт высоко оценило профессиональное сообщество», — прокомментировал руководитель проектного офиса по внедрению цифровых решений при эксплуатации АЭС Концерна «Росэнергоатом» Виктор Царану.

«Мы не стоим на месте и продолжаем развивать функционал системы. На текущий момент систему дополнительно научили распознавать начальные признаки возгорания и задымления, обнаруживать оставленные предметы, а также определять личность нарушителя, используя Face ID. Гибкость и адаптируемость нашего решения позволяет обеспечить высокую точность детекции инцидентов на всех объектах тиража», – отметил директор Департамента управления ИТ-проектами и интеграцией Концерна «Росэнергоатом» Олег Шальнов.

Портал НОЭ

XIII Съезд Национального объединения организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности состоится 30 мая 2023 года в городе Москве

on Понедельник, 24 Апрель 2023.

В соответствии с решением Совета Национального объединения организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от 19 апреля 2023 года (Протокол № 46) сообщаем о созыве XIII Съезда Национального объединения организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - XIII Съезда НОЭ).

Место проведения XIII Съезда НОЭ: г. Москва, улица 1905 года, дом 7, строение 1, 2 этаж, вход со стороны редакции «Московский комсомолец».

Время проведения XII Съезда НОЭ: 30 мая 2023 года в 11:00 (начало регистрации в 10:00).

Проект повестки дня XIII Съезда НОЭ:

1. Отчет Совета Ассоциации «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» о проделанной работе за 2022 год.

2. Об утверждении бухгалтерской (финансовой) отчетности Ассоциации «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», в том числе отчета об исполнении сметы расходов, за 2022 год.

3. Отчет Ревизионной комиссии Ассоциации «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» о результатах финансово-хозяйственной деятельности НОЭ за 2022 год.

4. Об утверждении сметы расходов Ассоциации «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» на 2023 год.

5. О внесении изменений в Устав Ассоциации «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» и утверждении новой редакции Устава.

Норма представительства на XIII Съезде НОЭ от организаций, членов Национального объединения организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:

- 1 (один) представитель с правом решающего голоса,

- 1 (один) представитель с правом совещательного голоса

- Ассоциации (СРО) – члены НОЭ могут пригласить своих членов на Съезд с правом совещательного голоса – не более 5 представителей от Ассоциации (СРО).

Напоминаем, что в соответствии со статьей 10 Регламента Съезда лица, являющиеся представителями членов Объединения на Съезде, определяются членами Объединения самостоятельно. Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или документом члена Объединения в любой из следующих форм:

- решение (выписка из решения) уполномоченного органа управления (общее собрание, постоянно действующий коллегиальный орган управления, совет директоров, генеральный директор и т.п.);

- решение (выписка из решения) уполномоченного органа управления о назначении (избрании) лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица.

Просим в срок до 17 мая 2023 года направить копию выписки из решения уполномоченного органа управления о выдвижении на XIII Съезд НОЭ делегатов организации (или доверенности на сотрудника аппарата НОЭ) на электронную почту: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , а подлинник курьером или почтой (заказным письмом) по адресу: 123022, г. Москва, улица 1905 года, дом 7, строение 1, 2-ой этаж.

По всем вопросам относительно Съезда просьба обращаться к сотруднику Аппарата НОЭ:
Донских Галине Николаевне, тел.: +7(910) 428-97-49

Портал НОЭ

С 1 июня 2023 г. вводится в действие ГОСТ Р ИСО 50001—2023 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению»

on Понедельник, 03 Апрель 2023.

Приказом Росстандарта от 16 февраля 2023 г. №100-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 50001—2023 «Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению» (идентичен международному стандарту ISO 50001:2018) с датой введения в действие 1 июня 2023 г., с правом досрочного применения. Указанный стандарт подготовлен взамен ГОСТ Р ИСО 50001—2012.

Национальный стандарт разработан совместно Ассоциацией энергосервисных компаний – «РАЭСКО» и ФГБУ «РЭА» Минэнерго России.

Ознакомиться с национальным стандартом можно на сайте Росстандарта по ссылке.

ГОСТ Р ИСО 50001—2023 устанавливает требования к разработке, внедрению, поддержанию в рабочем состоянии и улучшению системы энергетического менеджмента.

Системы энергетического менеджмента позволяют организациям устанавливать цели и энергетические задачи и достигать их, предпринимать действия, необходимые для улучшения своих энергетических результатов деятельности. Разработка и внедрение системы энергетического менеджмента охватывает энергетическую политику, цели, энергетические задачи и планы действий, относящиеся к энергетической эффективности, потреблению энергии при соблюдении применимых законодательных и других требований.

Портал НОЭ

 

Заказы на энергоаудит

Информация о заказах на энергетические обследования (энергоаудит), проектные, строительные работы, поставку товаров и иные услуги во всех регионах России.
Компаниям, не являющимся членами СРО НП "ЭнергоСтандарт" необходимо заполнить анкету.