24 апреля 2024 года состоялось очередное заседание Совета НОЭ

on Четверг, 25 Апрель 2024.

24 апреля 2024 года состоялось очередное заседание Совета Национального объединения организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (НОЭ) под председательством Президента НОЭ Леонида Питерского.

На Совете присутствовали члены Совета, руководители Комитетов, члены Ревизионной комиссии, работники Аппарата НОЭ, представители организаций – членов НОЭ, приглашенные.

На повестку дня были вынесены следующие вопросы:

1. О созыве XIV Съезда НОЭ. Утверждение повестки дня и места проведения Съезда. Утверждение нормы представительства от организаций на Съезд. Докладчик – Питерский Л.Ю.

2. Рассмотрение бухгалтерской отчетности НОЭ за 2023 год. Докладчик – Питерский Л.Ю.

3. Об исполнении сметы расходов НОЭ за 2023 год. Докладчик – Питерский Л.Ю.

4. Отчет Ревизионной комиссии НОЭ за 2023 год. Докладчик – Степанова М.В.

5. О проекте сметы расходов НОЭ на 2024 год. Докладчик – Питерский Л.Ю.

6. О проекте отчета Совета НОЭ за 2023 год. Докладчик – Донских Г.Н.

7. Об утверждении новой редакции регламента Совета НОЭ. Докладчик – Донских Г.Н.

8. Об утверждении новой редакции регламента Съезда НОЭ - Докладчик – Донских Г.Н.

9. О внесении изменений в Положение о Ревизионной комиссии НОЭ. Докладчик – Донских Г.Н.

10. Об изменении состава Совета НОЭ. Докладчик – Питерский Л.Ю.;

11. Об изменении состава Ревизионной комиссии НОЭ. Докладчик – Питерский Л.Ю.

12. О формировании рабочих органов XIV Съезда НОЭ (мандатная, счетная, редакционная комиссии, секретарь Съезда). Докладчик – Питерский Л.Ю.

13. Разное.

С предложением о созыве очередного XIV съезда НОЭ обратился к членам Совета Президент НОЭ Леонид Питерский. Члены Совета НОЭ приняли решение созвать XIV Съезда НОЭ 30 мая 2024 года в городе Москве. Был утвержден проект повестки дня Съезда:

Проект повестки дня

XIV Съезда Ассоциации «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности»

1. Отчет Совета Ассоциации «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» о проделанной работе за 2023 год.

2. Об утверждении бухгалтерской (финансовой) отчетности Ассоциации «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности», в том числе отчета об исполнении сметы расходов, за 2023 год.

3. Отчет Ревизионной комиссии Ассоциации «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» о результатах финансово-хозяйственной деятельности НОЭ за 2023 год.

4. Об утверждении новой редакции Положения о Ревизионной комиссии Ассоциации «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

5. Об избрании членов Ревизионной комиссии Ассоциации «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

6. Об избрании членов Совета Ассоциации «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

7. Об утверждении сметы расходов Ассоциации «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» на 2024 год.

Члены Совета утвердили следующую норму представительства от организаций на XIV Съезде НОЭ: один представитель с правом решающего голоса, один представитель с правом совещательного голоса, было также решено пригласить на Съезд представителей ассоциированных членов НОЭ с правом совещательного голоса.

Далее Леонид Питерский доложил собравшимся о бухгалтерской (финансовой) отчетности и об исполнении сметы расходов НОЭ за 2023 год, а также о проекте сметы расходов на 2024 год. Члены Совета единогласно одобрили отчет Президента НОЭ и рекомендовали внести бухгалтерскую отчетность, в том числе отчет об исполнении сметы за 2023 год и проект сметы расходов на 2024 год, на рассмотрение XIV Съезда НОЭ.

Затем члены Совета заслушали отчет Ревизионной комиссии. Отчет был единогласно одобрен и рекомендован к рассмотрению на XIV Съезде НОЭ.

Членам Совета был представлен проект отчета Совета НОЭ за 2023 год, который был также одобрен и рекомендован к рассмотрению на XIV съезде НОЭ.

Руководитель Аппарата НОЭ Галина Донских представила на рассмотрение присутствующих новые редакции Регламента Совета НОЭ и Регламента Съезда НОЭ, которые были единогласно утверждены членами Совета. Также Галина Донских представила новую редакцию Положения о Ревизионной комиссии, которую члены Совета одобрили и рекомендовали к рассмотрению на XIV Съезде НОЭ.

Питерский Л.Ю. сообщил членам Совета, что 21 мая 2024 года истекает срок действия полномочий Совета и Ревизионной комиссии НОЭ. Члены Совета рассмотрели кандидатуры для выборов в новый состав Совета и Ревизионной комиссии и рекомендовали для рассмотрения их на Съезде.

Далее члены Совета рассмотрели кандидатуры в состав рабочих органов XIV Съезда и рекомендовали их Съезду.

Портал НОЭ

Безопасность в «Умном городе» обсудили на выставках ExpoElectronica и Securika Moscow

on Четверг, 25 Апрель 2024.

«Умный город» стал участником выставок ExpoElectronica и Securika Moscow с 16 по 18 апреля в МВЦ «Крокус Экспо».

Впервые отраслевой день проекта Минстроя России «Умный город» был посвящен безопасности и стал ключевым в деловой программе завершающего дня работы выставок. В рамках деловой программы Дня прошло пленарное заседание и питч-сессии, на которых представили и обсудили решения для «Умного и безопасного города».

Открыл мероприятие заместитель Главы Минстроя России Константин Михайлик, который приветствовал участников Отраслевого дня в видеообращении. Он подчеркнул, что «задача отраслевых дней и отраслевых площадок – объединить экспертов и актуализировать те запросы, новые идеи и ответы на вызовы, которые возникают каждый день».

Участниками Отраслевого дня стали:

- Сергей Нехорошев, МЧС России;

- Валерий Медовый, Минцифры КЧР;

- Игорь Назаров, ФГАУ НИИ «Восход»;

- Сергей Автаев и Алексей Алексеев, АО «Искра Технологии»;

- Константин Масленников и Денис Мальцев, компания «Rubetek»;

- Борис Вишняков и Евгений Люханов, компания «СVS».

Модератором выступил Анатолий Курманов, заместитель руководителя Рабочей группы Минстроя России по реализации проекта «Умный город»: «Сегодня были представлены решения, которые станут основой для формирования повестки сразу для нескольких отраслевых комитетов рабочей группы Минстроя России по реализации проекта «Умный город». Это решения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, развития информационных технологий, и даже развития бизнеса и поддержки предпринимательства».

В завершение работы отраслевого дня участники подвели итоги:

- в России много проектов которые, можно и нужно продвигать, в том числе и на государственном уровне, и особенно в сфере цифры и безопасности;

- при создании унифицированных решений для умного города обязательно учитывать особенности регионов, локальных нормативных документов и потребностей населения; - регулярный эффективный диалог власти и бизнеса

– одна из основ технологического суверенитета России, развития страны в целом, и регионов в частности.

Генеральными партнерами отраслевого дня выступили компании «Rubetek» и «CVS», официальным партнером – компания «Искра Технологии».

Уже более 14 лет компания «Rubetek» на практике реализует тезис «Умный город – Безопасный город», начиная с отдельно взятой квартиры и частного дома, до сотрудничества с застройщиками и ЖК по всей России. «Компания активно вовлечена в цифровую трансформацию строительной отрасли по четырем направлениям: система пожарной безопасности, система контроля доступа и видеонаблюдения, учет потребления ресурсов», – подчеркивает Антон Мальцев, основатель компании «Rubetek».

Компания «CVS» – одна из наиболее квалифицированных в России команд специалистов в области искусственного интеллекта, компьютерного зрения, анализа данных и обработки естественного языка. На текущий момент команда «CVS» занимается проектами мониторинга с БПЛА, виртуальными помощниками, разработкой нейросетевых алгоритмов для задач автономного вождения транспортными средствами, диагностики качества выпускаемой продукции, технологического контроля.

«Диалог и обмен мнениями в рамках отраслевого дня несомненно подтверждают нашу готовность к совместным усилиям по дальнейшему развитию проектов «Умный Город» и «Безопасный город». Ключевыми факторами успешности реализации данных проектов являются принятие участия в подготовке, актуализации и создании действенной нормативно-правовой базы, а также синхронизация существующих концептов, решений и сервисов на различных уровнях взаимодействия», – убежден Алексей Алексеев, заместитель генерального директора АО «Искра Технологии».

Портал НОЭ

Национальной системе квалификаций исполнилось 10 лет

on Четверг, 25 Апрель 2024.

Десять лет назад, 16 апреля 2014 года, был подписан Указ Президента Российской Федерации № 249 «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям». Этот документ считается точкой отсчета создания Национальной системы квалификаций

Потребность в формировании современной системы описания квалификаций возникла в период перехода к рыночным механизмам управления экономикой. К началу 2000-х годов описаниям самых молодых квалификационных характеристик в справочниках было более десяти лет, а средний «стаж» характеристик превышал два десятка лет. Как результат, профессионально-квалификационная структура подготовки специалистов перестала соответствовать запросам рынка труда. Образовательные программы расходились с актуальными потребностями работодателей.

Целью Национального совета стало формирование современной Национальной системы квалификаций для решения следующих задач:

-обеспечение доступности для граждан и работодателей востребованных квалификаций, в том числе связанных с появлением прорывных технологий, профессий будущего;

-интеграция институтов, направленных на получение и признание квалификаций, в единую Национальную систему квалификаций;

-создание новых механизмов допуска к профессиональной деятельности, связанной с повышенными рисками для здоровья или ущербом для предприятий и окружающей среды;

-обеспечение своевременного реагирования системы подготовки кадров на изменения требований рынка труда;

-создание условий для международной сопоставимости квалификаций и совершенствование механизмов признания российских квалификаций за рубежом и иностранных квалификаций в РФ;

-стимулирование использования современных квалификаций.

За период 2014-2024 гг. нормативная правовая база Национальной системы квалификаций была в целом сформирована. Был определен порядок разработки профессиональных стандартов и квалификаций, предусмотрен учет положений профстандартов при разработке программ высшего и среднего профессионального образования.

По состоянию на 1 января 2024 года был утвержден 1581 профессиональный стандарт и 3382 квалификации.

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2016 г. № 1204 были установлены правовые нормы проведения независимой оценки квалификации.

В рамках независимой оценки квалификаций выдано 312,1 тысяч свидетельств о квалификации, открыто 557 центров оценки квалификаций и 1464 экзаменационные площадки.

Ключевыми участниками Национальной системы квалификаций выступают:

-Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям;

-Национальное агентство развития квалификаций;

-советы по профессиональным квалификациям.

В задачи Национального совета входят разработка предложений Президенту РФ в сфере государственной политики по подготовке высококвалифицированных кадров, экспертиза проектов законодательных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам развития системы профессиональных квалификаций, в т.ч. экспертиза профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов.

С 2014 года председателем Национального совета является президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

Учредителями Национального агентства развития квалификаций являются российская Федерация в лице Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства просвещения РФ, а также Российский союз промышленников и предпринимателей и Федерация независимых профсоюзов России. Генеральный директор Национального агентства – Артем Шадрин.

«Среди перспективных направлений развития НСК следует отметить повышение гибкости системы разработки и утверждения профессиональных стандартов, обеспечение соответствия требованиям профессиональных стандартов и квалификаций содержания профессиональных образовательных программ, развитие механизмов совмещения государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации в вузах и колледжах», – подчеркивает руководитель Национального агентства.

Национальное агентство реализует:

-план нормотворческой и методической работы в сфере развития Национальной системы квалификаций;

-план по реализации Приоритетных направлений развития системы независимой оценки квалификации на период до 2024 года;

-пилотный проект по совмещению итоговой аттестации выпускников колледжей и вузов с независимой оценкой квалификации;

-программы дополнительного профессионального образования и консалтинговые проекты в области развития механизмов независимой оценки квалификации;

-проект развития партнерства университетов Москвы с некоммерческими организациями в рамках программы «Обучение служением» при поддержке Комитета общественных связей и молодежной политики г. Москвы.

НАРК также издает журнал «Национальная система квалификаций России» и проводит совместно с Союзом журналистов России ежегодный Конкурс для журналистов, СМИ и авторов социальных медиа «Национальная система квалификаций».

Национальное агентство обеспечивает формирование и ведение информационных систем НСК, включая Реестр независимой оценки квалификации.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ Национальное агентство выполняет функции Базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификаций рабочих кадров.

Ежегодно Базовый центр проводит Всероссийский конкурс лучших практик подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, на основе которого создается база лучших практик образовательных организаций и предприятий, ведущих успешную подготовку и переподготовку рабочих кадров.

Базовый центр также реализует ряд ключевых проектов:

-«Кадры для высокотехнологичного предприятия» ‒ определение и реализации заказа предприятия на подготовку кадров с применением инструментов НСК;

-«Квалификация НАСТАВНИК» ‒ внедрение практики наставничества на рабочем месте;

-«Компетенции XXI века» ‒ внедрение практики оценки и развития общих компетенций;

-«НСК – конструктор карьеры» ‒ внедрение практики поддержки профессионального и карьерного развития молодежи с применением инструментов НСК.

Советы по профессиональным квалификациям (СПК) формируются по отраслям или видам профессиональной деятельности на базе объединений работодателей и профессиональных сообществ с участием представителей ведущих производственных компаний, образовательных организаций и профсоюзов.

СПК ведут разработку и актуализацию профессиональных стандартов и квалификационных требований, обеспечивают организацию независимой оценкой квалификации, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, осуществляют экспертизу федеральных государственных образовательных стандартов, мониторинг рынка труда по отнесенным к их ведению видам профессиональной деятельности и др.

На данный момент в России действуют 45 советов по профессиональным квалификациям, охватывающих практически все отрасли экономики и социальной сферы.

В числе руководителей СПК – первый заместитель председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Александр Жуков (СПК в сфере управления и права), президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин (СПК торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности), президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль (СПК в здравоохранении), заместитель генерального директора АО «РЖД» Дмитрий Шаханов (СПК железнодорожного транспорта), президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров (СПК в сфере гостеприимства), вице-президент РСПП Александр Мурычев (СПК финансового рынка) и др.

В 2024 году пройдет ряд мероприятий, посвященных десятилетию НСК. В частности, запланированы проведение заседаний координационных советов по развитию НСК в субъектах Российской Федерации, подготовка тематических событий на ключевых экономических форумах страны. Сформирован Организационный комитет по подготовке и проведению мероприятий, посвященных десятилетию Национальной системы квалификаций.

Так, в ноябре этого года в рамках Форума-выставки «Российский промышленник» в Санкт-Петербурге состоится очередной Всероссийский Форум «Национальная система квалификаций России», на котором будут подведены итоги развития НСК и рассмотрены новые стратегические цели и задачи

Портал НОЭ

Отраслевой день проекта Минстроя России «Умный город» состоится на выставках «Aquatherm Moscow» и «AIRVent»

on Вторник, 06 Февраль 2024.

Самые актуальные аспекты взаимодействия власти и бизнеса обсудят 8 и 9 февраля участники Отраслевого дня проекта Минстроя России «Умный город», который состоится в рамках деловой программы крупнейших отраслевых выставок «Aquatherm Moscow» и «AIRVent».

Участие в мероприятии примут с одной стороны – представители крупнейших заказчиков и поставщиков строительной отрасли, среди которых – АО «Мосинжпроект», ППК «Единый заказчик в сфере строительства», ГК «КОРТРОС», «VENTART», ГК «Гранель», с другой – представители власти федерального и регионального уровней – заместитель министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Константин Михайлик, заместитель губернатора Калужской области Дмитрий Разумовский, советник Губернатора Московской области Александр Самарин, заместитель директора проектной дирекции Минстроя России по направлению «Чистая вода» Татьяна Волкова и другие.

«Чем успешнее мы выстроим диалог между властью и бизнесом сегодня и на других подобных мероприятиях, тем успешнее продолжим воплощать в реальность совместные планы по улучшению городской среды и повышению уровня комфорта наших граждан в городах, домах и их квартирах. Мы готовы поделиться своими практиками, выслушать и перенять практики коллег», – отметила Татьяна Волкова.

Цель Отраслевого дня – не только обсуждение задач отрасли и механизмов более эффективного взаимодействия, но и популяризация и продвижение эффективных технологических, инженерных и цифровых решений, в реализации которых заинтересованы и крупнейшие заказчики рынка, и представители государства.

Для этих целей организаторами запланирована питч-сессия – революционный формат презентации проектов, в рамках которого экспертное жюри из спикеров Отраслевого дня и руководителей департаментов закупок, проектирования и цифровизации крупнейших строительных заказчиков и ресурсоснабжающих организаций выберет актуальные проекты, имеющие потенциал для развития и масштабирования на региональном и федеральном уровне.

Портал НОЭ

Проект «Умный город» обсудят на стратегической сессии на Региональном Дне Минстроя России

on Понедельник, 25 Декабрь 2023.

26-27 декабря в Доме Правительства Московской области пройдут Региональный День Минстроя России по развитию и цифровой трансформации городского хозяйства и Ежегодная конференция Министерства энергетики Московской области. Организаторы мероприятия – Правительство Московской области, Министерство энергетики Московской области, Центр компетенций «Умный город», ГКУ МО «Агентство по развитию коммунальной инфраструктуры», Союз «Мособлтеплоэнерго».

Деловая программа конференции включает пленарное и панельные заседания, круглые столы, выставочную экспозицию, награждение отличившихся работников энергетического комплекса Московской области, подписание соглашений и интеллектуальную битву. Гостями и спикерами форума выступят губернатор Московской области Андрей Воробьёв, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Константин Михайлик, заместитель министра энергетики Российской Федерации Эдуард Шереметцев, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Андрей Заренин.

Одним из главных мероприятий первого дня станет стратегическая сессия «Проект «Умный город» – драйвер отраслевой и муниципальной цифровой трансформации», модератором которой выступит заместитель руководителя рабочей группы Минстроя России по реализации проекта «Умный город» Анатолий Курманов.

Участникам сессии, среди которых первый заместитель Председателя Правительства Московской области Максим Фомин, министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Надежда Куртяник, министр Правительства Московской области по государственному надзору в строительстве Артур Гарибян, руководитель Центра развития регионов Московской области Владимир Гепферт и другие первые лица региона. Предстоит обсудить Стандарт умного города, расчёт индексов муниципального и регионального уровня IQ, организацию работы муниципальных центров управления, первые шаги в освоении больших данных и искусственного интеллекта.

Спикеры также представят опыт Московской области в создании человекоцентричных отраслевых сервисов, в том числе региональную географическую информационную систему Московской области, ведомственную информационная систему мониторинга выдачи и исполнения технических условий, ЦУР-бизнес.

Подробная программа конференции, а также регистрация на участие доступны на сайте мероприятия: https://forumsmartcity.ru/mosreg2?utm_source=NOE

Портал НОЭ

Решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям НОЭ наделен полномочиями базовой организации Совета по профессиональным квалификациям в области энергоэффективности и ресурсосбережения

on Четверг, 07 Декабрь 2023.

06 декабря 2023 года на заседании Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (далее – Национальный совет) НОЭ наделили полномочиями базовой организации Совета по профессиональным квалификациям в области энергоэффективности и ресурсосбережения (далее Совет). Председателем Совета назначен Президент НОЭ Питерский Леонид Юрьевич.

Совет является органом управления, создаваемым на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества.

В состав Совета вошли 27 представителей из различных организаций: Федерации Независимых Профсоюзов России, Правительства России, федеральных служб, федеральных государственных учреждений, Торгово-промышленной палаты, учебных вузов, научно-образовательных центров, общероссийских общественных движений, руководители ассоциаций, осуществляющих свою деятельность в области энергоэффективности и ресурсосбережения.

Совет в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, решениями Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и Положением о Совете.

Совет планирует заниматься следующими видами профессиональной деятельности:

1. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных отраслях экономики, в организациях и бюджетных учреждениях
2. Обеспечение инженерной защиты окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности
3. Обеспечение ресурсосбережения в различных отраслях экономики и гражданской инфраструктуры
4. Обеспечение вовлечения вторичных ресурсов в производственные процессы с целью их повторного использования
5. Создания и внедрение наилучших доступных технологий ресурсосбережения и повышения ресурсной эффективности
6. Регулирование выбросов парниковых газов хозяйствующими субъектами
7. Мониторинг антропогенных факторов, оказывающих негативное влияние на климат
8. Разработка инженерно-технических и организационных мероприятий по адаптации к изменению климата и смягчению антропогенного воздействия на климат

Совет осуществляет следующие функции:

а) проведение не реже одного раза в 2 года мониторинга рынка труда, обеспечение его потребностей в квалификациях и профессиональном образовании;
б) разработка и актуализация профессиональных стандартов и квалификационных требований;
в) проведение экспертизы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, примерных основных профессиональных образовательных программ и их проектов, оценка их соответствия профессиональным стандартам, подготовка предложений по совершенствованию указанных стандартов профессионального образования и образовательных программ;
г) организация профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ;
д) организация независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности по определенному виду профессиональной деятельности, включая:

- разработку проектов наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
- проведение отбора организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций (далее - Центр), наделение их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и проверка сведений, представляемых данными организациями в ходе их отбора и наделения полномочиями;
- организацию разработки и утверждение оценочных средств по соответствующим квалификациям, которые применяются Центрами при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
- размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» порядка оценки квалификации экспертов Центра, которые планируют участвовать в проведении профессионального экзамена и организация оценки их квалификации;
- определение для каждого Центра наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации;
- осуществление мониторинга и контроля деятельности Центров;
- принятие решений о прекращении полномочий Центров;
- проверку, обработку и признание результатов независимой оценки квалификации, принятие решений о выдаче свидетельств о квалификации Центром;
- проведение по решению Национального совета независимой оценки квалификации.
- создание и организация деятельности апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;
- обеспечение размещения информации в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации.

Портал НОЭ

Классы энергоэффективности общественных и административных зданий как маркер и механизм повышения энергоэффективности

on Пятница, 17 Ноябрь 2023.

Чуть более семи лет назад была утверждена «дорожная карта» по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений (распоряжение Правительства РФ от 01.09.2016 г. № 1853-р), в разработке которой НОЭ принимало активное участие.

На момент утверждения данная «дорожная карта» была качественно проработана и охватывала чуть ли не все направления в части повышения энергоэффективности зданий, строений и сооружений.

В реализацию «дорожной карты» было принято пять постановлений Правительства РФ (07.03.2017 № 275, 25.04.2017 № 490, 20.05.2017 № 603, 08.09.2017 № 1081 и 21.04.2018 № 1221) и пять приказов Минстроя России (08.11.2016 № 783/пр, 09.12.2016 № 916/пр, 09.01.2017 № 8/пр, 19.01.2017 № 32/пр и 15.02.2017 № 98/пр).

Несмотря на то, что большая часть указанных нормативных актов на данный момент утратила силу в связи с реализуемым механизмом «регуляторной гильотины», указанную «дорожную карту» можно считать исполненной. Но можно ли ее считать «дорожную карту» исполненной, глядя на контрольные показатели, установленные разделом II «дорожной карты», период оценки которых заканчивается 2025 годом? Ведется ли Минстроем России статистика по данным показателям – вопрос!

Точно можно сказать одно:

Одним из контрольных показателей «дорожной карты» является «доля административных и общественных зданий наивысшего класса энергетической эффективности в общем числе вводимых в эксплуатацию административных и общественных зданий на территории Российской Федерации». При этом в настоящее время понятие класса энергоэффективности общественных и административных зданий в Федеральном законе от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» отсутствует, также как и отсутствует методика определения класса энергоэффективности для таких зданий.

Оценить эффективность реализации мероприятий «дорожной карты» по данному показателю невозможно!

Заместителем председателя Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству С.В.Разворотневой разработан проект федерального закона, предусматривающий введение понятия класса энергоэффективности зданий, строений и сооружений, а также дополнения перечня полномочий органов государственной власти в области энергоэффективности полномочием по установлению правил определения классов энергоэффективности в отношении зданий, строений и сооружений.

Введение данного маркера позволит осуществлять эффективный мониторинг реализации мероприятий по повышению энергоэффективности в отношении общественных и административных зданий, в первую очередь в бюджетном секторе, что будет способствовать своевременной корректировке действующих и выработке новых механизмов достижения показателей снижения энергоемкости.

Портал НОЭ

Президент НОЭ Питерский Леонид Юрьевич принял участие в парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по энергетике

on Пятница, 17 Ноябрь 2023.

13 ноября 2023 года в Малом зале Государственной Думы состоялись парламентские слушания Комитета Государственной Думы по энергетике на тему «Формирование топливно-энергетических балансов России и регионов: проблемы и пути решения».

Участники парламентских слушаний: представители федеральных органов исполнительной власти, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители энергетических и производственных предприятий, общественных, научных организаций и отраслевых институтов отметили, что надежное энергообеспечение –один из ключевых факторов планомерного социально-экономического развития страны, обеспечения ее энергетической безопасности и повышения качества жизни граждан. В этой связи вопрос формирования топливно-энергетического баланса имеет стратегически важное значение с точки зрения социально-экономического развития регионов, отраслей экономики и России в целом.

Топливно-энергетический баланс (далее – ТЭБ) представляет собой полный баланс (отчетный и прогнозный) добычи, переработки, транспорта, преобразования, распределения и конечного потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов, включая конечную стадию их полезного использования потребителем на федеральном, региональном и отраслевом уровнях.

ТЭБ региона позволяет выявить перспективы использования и ограничения по обеспечению энергоресурсами, отраслевые особенности использования топлива, электроэнергии, теплоэнергии в экономике региона, а также определить экономические связи между регионами – производителями и потребителями топливно-энергетических ресурсов. Кроме того, в ТЭБ отражаются эффекты взаимозаменяемости и взаимодополняемости отдельных энергоносителей и систем энергообеспечения, экономическую и экологическую целесообразность использования разных видов энергоресурсов, эффекты от внедрения новых технологий, реализации программ повышения энергетической эффективности, роста загрузки производственных мощностей, реакции на изменение энерготарифов и налогов.

Согласно комплексной государственной программе Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» установлена цель – снижение энергоемкости ВВП на 35% в 2035 году по отношению к уровню 2019 года. При этом рост экономики Российской Федерации по разным оценкам может составить от 3% до 5% в год. Экономический рост является важным фактором динамики спроса на энергоресурсы с учетом достигаемой энергоэффективности их использования. При формировании прогнозных ТЭБ крайне необходимо учитывать этот аспект как на федеральном, так и на региональном и отраслевых уровнях.

Ключевая цель новой Климатической доктрины Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным от 26.10.2023 № 812) – достижение углеродной нейтральности России до 2060 года. Реализация поставленной цели невозможна без выстраивания комплексной работы на федеральном, региональном и отраслевом уровнях: структурная перестройка экономики в пользу отраслей с высокой добавленной стоимостью и низкой энергоемкостью, обеспечение рационального использования первичных энергоресурсов при стратегическом планировании с учетом ТЭБ, развитие программ энергосбережения и энергоэффективности, нормативно-правовое их сопровождение, определение ответственных лиц и источников финансирования мероприятий.

В своих выступлениях участники парламентских слушаний отметили, что совершенствование системы управления ТЭК должно основываться на взаимозаменяемости и межтопливной конкуренции топлива и энергии при их потреблении для конкретной территории, на возможности замены одного вида топлива на другой, повышении эффективности использования всех видов первичных энергоресурсов и электроэнергии, стимулировании использования в регионах местных видов энергоресурсов и возобновляемых источников энергии. В условиях снижения экспорта, поиска драйверов внутреннего спроса на энергоресурсы, по мере реализации политики декарбонизации и энергоперехода, проведения газификации актуальность разработки ТЭБ страны и регионов будет нарастать, а без понимания структуры спроса на топливно-энергетические ресурсы и их поставок невозможно рациональное экономическое планирование ни на региональном уровне, ни в масштабах страны.

По итогам парламентских слушаний Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендовал:

Правительству Российской Федерации:

1. Рассмотреть возможность внесения изменений в действующие нормативные правовые акты Российской Федерации в части систематизации требований к порядку, периодичности и срокам составления фактических, прогнозных и целевых топливно-энергетических балансов на федеральном и региональном уровнях управления а также порядку использования целевых ТЭБ в текущем управлении.

2. Рассмотреть возможность внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, обеспечивающих использование прогнозных и целевых топливно-энергетически балансов в единой системе стратегического планирования, а также в части гармонизации их составления с другими документами стратегического планирования.

3. Рассмотреть возможность внесения изменений в действующее законодательство в части введения обязательного согласования прогнозного топливно-энергетического баланса субъекта Российской Федерации с собственником ЕСГ и ЕОГ (РОГ) в регионе присутствия.

Министерству энергетики Российской Федерации:

1. Продолжить работу по совершенствованию Порядка формирования ТЭБ.

2. С целью повышения качества формирования прогнозных и целевых ТЭБ рассмотреть возможность совершенствования информационного и методологического обеспечения составления ТЭБ.

3. Рассмотреть возможность расширения перечня исходных данных и поставщиков информации для формирования прогнозных ТЭБ.

4. Новую редакцию Порядка составления ТЭБ апробировать в пилотных регионах.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. Обеспечить ежегодную отчетность и анализ достижения показателей целевого топливно-энергетического баланса региона и его своевременную актуализацию.

2. Рекомендовать разработать и использовать информационные системы мониторинга достижения показателей целевого ТЭБ региона.

Комитету Государственной Думы по энергетике:

Внести в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающий включение топливно-энергетических балансов как составляющей части прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в рамках системы стратегического планирования.

Портал НОЭ

Президент дал поручения по итогам Госсовета

on Пятница, 17 Ноябрь 2023.

Президент утвердил перечень поручений по итогам расширенного заседания Президиума Государственного Совета, состоявшегося 21 сентября 2023 года. Четыре из 33 поручений, данных Президентом по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации», касаются развития Национальной системы квалификаций

Владимир Путин поручил Правительству Российской Федерации разработать системы мониторинга и прогнозирования кадровых потребностей экономики в кадрах в региональном и отраслевом разрезе, предусмотрев поэтапную детализацию профессионально-квалификационного разреза. Ответственным за исполнение этого поручения назначен Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, срок исполнения – 25 декабря 2025 г. Доклад по поручению должен быть сделан до до 25 декабря 2023 г.

Кроме этого, поручение Пр-2192ГС, п.2а-1 предписывает закрепить проведение итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена на уровне федерального законодательства и наделить регионы полномочиями его проведения по единым правилам, установленным на федеральном уровне, а также признать данный экзамен в системе независимой оценки квалификации. Ответственным за исполнение этого поручения также назначен Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, срок исполнения – 1 июня 2024 г.

Поручение Пр-2192ГС, 2б предписывает обеспечить обновление и согласованность классификаторов сферы труда (Общероссийский классификатор занятий, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) и классификаторов сферы образования (Общероссийский классификатор специальностей по образованию, перечни профессий, специальностей и направлений подготовки). Ответственным за исполнение этого поручения назначен Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Срок – 25 декабря 2025 г., с промежуточным докладом – до 15 декабря 2023 г., далее – один раз в полгода.

Согласно поручению Пр-2192ГС, п.2в, к 25 декабря 2025 года с промежуточным докладом – до 1 июля 2024 г., необходимо обеспечить обновление профессиональных стандартов, предусмотрев гибкую систему, включающую оперативную конкретизацию квалификационных характеристик по отраслям и видам профессиональной деятельности, на основе унификации процесса разработки профессиональных стандартов с применением современных цифровых методов и оптимизации количества профессиональных стандартов. Ответственным за исполнение этого поручения назначен Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

Источник: Kremlin.ru

Портал НОЭ

На площадке НОЭ состоялась рабочая встреча представителей технических комитетов по стандартизации ТК 039 и ТК 393

on Четверг, 09 Ноябрь 2023.

01 ноября 2023 года состоялась рабочая встреча представителей организаций-членов ТК 039 «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент» и ТК 393 «Услуги (работы) в сфере жилищно-коммунального хозяйства и формирования комфортной городской среды». На встрече присутствовали председатель ТК 039 Питерский Л.Ю. и ответственный секретарь ТК 039 Полякова Е.А. В ходе встречи обсуждались проекты национальных стандартов ГОСТ Р «Автоматизация систем учета и управления энергоресурсами в многоквартирных домах» (шифр темы 1.9.393-1.044.23) и ГОСТ Р «Повышение энергосбережения и энергетической эффективности в многоквартирных домах» (шифр темы 1.9.393-1.045.23), разрабатываемых в рамках ТК 393. Участниками встречи были обсуждены концептуальные вопросы установления нормативных требований по указанным темам. Было принято решение о проведении дальнейшей совместной работы по подготовке проектов указанных стандартов.

Портал НОЭ

Президент России Владимир Путин подписал указ об утверждении новой климатической доктрины Российской Федерации

on Четверг, 09 Ноябрь 2023.

Основными задачами климатической политики являются:

а) развитие информационной и научной основы климатической политики, включая усиление научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации, для обеспечения полноты и достоверности информации о состоянии климата, антропогенном и ином воздействии на климат, его происходящем и будущем изменении и последствиях такого изменения;

б) разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации;

в) разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат, в том числе создание регуляторных и экономических механизмов для реализации мер по сокращению и предотвращению выбросов парниковых газов в рамках международных обязательств Российской Федерации, а также по увеличению поглощения таких газов;

г) разработка комплекса мероприятий, которые обеспечивают сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения (климатических проектов) и могут быть реализованы в Российской Федерации, других государствах и регионах мира;

д) развитие взаимовыгодного сотрудничества по вопросам, связанным с изменением климата и со смежными проблемами, на двусторонней и многосторонней основе.

С текстом Доктрины можно познакомиться тут

Портал НОЭ

Россия обсуждает сотрудничество с Китаем и другими дружественными странами в области климата

on Четверг, 09 Ноябрь 2023.

Вопросы развития торговли углеродными единицами от климатических проектов включены в повестку межправительственных комиссий с Китаем и другими дружественными странами. Кроме того, страны активно обсуждают реализацию совместных проектов по сокращению углеродного следа. Об этом директор департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития Ирина Петрунина заявила на Глобальном экономическом форуме Ecumene-2023.

Она отметила, что китайские партнеры активно проявляют интерес к Сахалинскому эксперименту, который был запущен в сентябре прошлого года. При этом в самом Китае уже несколько лет активно внедряются региональные программы регулирования выбросов.

По словам Петруниной, международное сотрудничество, которое предлагает Россия, заключается не только в обращении углеродных единиц: «Мы готовы предложить услуги по созданию реестра углеродных единиц другим странам, для которых разработка и поддержание индивидуального реестра затруднительны с экономической или технической точки зрения», – отметила она.

Сейчас Минэкономразвития России работает над тем, чтобы обеспечить доступ иностранцев в свой реестр углеродных единиц, где уже зарегистрировано более 84 тысяч таких единиц. Открывать счет в реестре и осуществлять сделки иностранные компании смогут через международные системы электронного документооборота. Это позволит привлечь на отечественный рынок иностранных инвесторов, которые в том числе смогут покупать российские углеродные единицы для зачета у себя в стране.

При этом Ирина Петрунина отметила, что сейчас готовятся поправки в Налоговый кодекс, которые освободят стоимость услуг оператора углеродных единиц от НДС, что будет способствовать снижению издержек исполнителей климатических проектов и иных участников рынка углеродных единиц.

Россия готова предложить иностранным партнерам и услуги верификаторов. На данный момент, по словам Петруниной, в стране уже работают 16 органов по валидации и верификации. При этом стандарты реализации климатических проектов основаны на международных стандартах ИСО, что открывает возможности для их признания на международном уровне. «Мы в целом нацелены на развитие международного взаимодействия по широкому спектру вопросов для предотвращения изменения климата и создания условий для устойчивого развития: от реализации климатических проектов до оказания верификационных услуг», – заключила она.

Портал НОЭ

НОЭ принял участие во всероссийской конференции в сфере закупок

on Четверг, 09 Ноябрь 2023.

С 19-20 октября 2023 года в Сочи прошла II Всероссийская конференция в сфере закупок «Контрактная система для бизнеса и государства», организованная Федеральной антимонопольной службой.

Спикерами мероприятия стали представители ФАС России, Минфина России, Минстроя России, Минпромторга России, НОЭ, НОПРИЗ, а также участие в работе конференции приняли другие представители органов власти, крупнейших заказчиков и поставщиков, операторов электронных торговых площадок.

Одной из основных тем конференции стала особенности закупок в сфере строительства.

По приглашению ФАС России на панельной сессии «Жизненный цикл строительных закупок» 20 октября выступил президент Национального объединения организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Леонид Юрьевич Питерский с докладом о практике заключения государственных энергосервисных контрактов в регионах и о возможности развития данного направления.

Участники обсуждения - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Пётр Валерьевич Иванов, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Григорьевич Музыченко, генеральный директор ГКУ «Ространсмодернизация» Игорь Николаевич Гуров, Вице-президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков – Александр Петрович Вронец, модерировала сессию – начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольга Викторовна Горбачева – рассказали о нюансах проведения закупок в строительной отрасли, обсудили наиболее актуальные вопросы касающиеся, в том числе порядка подтверждения участниками закупок опыта выполнения работ на объектах капитального строительства и наметили векторы развития системы госзаказа для повышения результативности в проведении государственных закупок.

Портал НОЭ

Заказы на энергоаудит

Информация о заказах на энергетические обследования (энергоаудит), проектные, строительные работы, поставку товаров и иные услуги во всех регионах России.
Компаниям, не являющимся членами СРО НП "ЭнергоСтандарт" необходимо заполнить анкету.