Компании, разрабатывающие технологии производства, транспортировки и хранения водорода, получат господдержку

on Четверг, 09 Ноябрь 2023.

Компании, разрабатывающие технологии производства, транспортировки и хранения водорода, получат господдержку

Государство компенсирует научным организациям, предприятиям и компаниям до 70% затрат на разработку технологий производства, транспортировки и хранения водорода, которые затем будут использованы при реализации крупных проектов в области водородной энергетики.

Средства будут выделяться организациям, прошедшим конкурсный отбор Минэнерго. Они могут быть направлены на оплату труда сотрудников, непосредственно занятых в разработке новых технологий, материальные затраты, связанные с такими исследованиями, закупку сырья и материалов российского производства, создание опытных партий продукции.

Субсидия может предоставляться на срок до трех лет.

«Такая мера господдержки даст возможность простимулировать инновационную деятельность научных центров, предприятий и компаний, работающих в области водородной энергетики», – отметил вице-премьер Александр Новак.

В 2023–2024 годах на выплату субсидий в федеральном бюджете зарезервировано более 1,3 млрд рублей.

Портал НОЭ

В ЕС запретят продажу неэнергоэффективных домов с 2027 года

on Четверг, 09 Ноябрь 2023.

Европа продолжает мероприятия в рамках перехода на зеленую экономику. Очередной шаг – запрет оборота неэнергоэффективных зданий – на рынке недвижимости останутся только энергоэффективные дома.

На европейском рынке недвижимости останутся только энергоэффективные дома В июле 2021 года глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйн представила новую европейскую программу – «Зеленый курс» (Green Deal).

Она направлена на борьбу с глобальным потеплением, вызванным выбросами парниковых газов, и предполагает полную декарбонизацию (нулевые выбросы СО2) экономик ЕС к 2050 году. Программа охватывает различные сферы экономической деятельности:
– транспорт;
– промышленное производство; бытовые нужды;
– строительство и ЖКХ и прочее.

15 декабре 2021 года на сайте Еврокомиссии опубликован проект директивы, которая регулирует правила на европейском рынке недвижимости. Директива вводит жесткий запрет на продажу и аренду неэнергоэффективных домов с 2027 года. План носит поэтапный характер. Все дома должны соответствовать классу энергоэффективности:
– с 2027 г. – не ниже «E» (выводятся с рынка дома самых низких классов: F и G);
– с 2030 г. – не ниже «D»;
– с 2033 г. – не ниже «C»;
– с 2035 г. – не ниже «A» и «B».

Каждая страна Евросоюза самостоятельно определяет для себя необходимые нормы энергоэффективности домов, но они должны быть не ниже установленных в директиве ЕС.

При присвоении дому соответствующего класса энергоэффективности рассматривается наличие:
– современных обогревательных систем;
– энергоэффективных окон;
– возобновляемых источников энергии;
– энергоэффективных стройматериалов, из которых построен дом, и оцениваться их качество и прочее.

Оставшиеся 5 лет до вступления в силу новых европейских требований даются собственникам жилья на проведение энергоэффективного капремонта. В противном случае дома, не соответствующие установленным требованиям, невозможно будет продать или сдавать в аренду.

Комиссар по энергетике в ЕС Кадри Симсон отметила важность нововведения как ответ на рост цен на энергоносители. Большинство зданий в Европе являются неэнергоэффективными. Они потребляют около 40% всей энергии и выделяют 36% от общего объема парниковых газов. Около 85% эксплуатируемых зданий сохранятся к 2050 году. Часто люди с небольшими доходами живут в неэнергоэффективных домах и не имеют достаточных средств на оплату потребляемых энергоресурсов. Повышение энергоэффективности домов позволит снизит энергопотребление и уменьшить расходы на оплату его использования.

С 2027 года должно быть полностью запрещено использование в зданиях ископаемого топлива. Возобновляемые источники позволят снизить выбросы СО2 вплоть до нулевых значений к 2050 году, сдерживая процесс глобального потепления. Это позволит выполнить установки основной европейской зеленой программы GREEN DEAL.

Новые требования энергоэффективности домов в ЕС обрушат рынок недвижимости

Новые требования Евросоюза, несмотря на декларируемые благие намерения, в странах ЕС воспринимаются по-разному. Для более северных стран это не принесет существенных дополнительных издержек. В них, в силу климатических условий, современные энергоэффективные технологии уже массово используются в домах. Они помогают снизить затраты на обслуживание жилья. В южных странах ЕС новые требования ударят по рынкам недвижимости.

По предварительным подсчетам, около 5 миллионов домов в Италии к 2027 году подпадают под запрет продажи из-за их низкой энергоэффективности и неэкологичности.

В стране классы энергоэффективности присваиваются домам с 1991 года. В большинстве объявлений о продаже итальянской недвижимости фигурируют дома с самым низким классом «G». Таким образом, итальянскому рынку вторичной недвижимости может быть нанесен существенный урон. В стране не все согласны с единым европейским подходом к требованиям энергоэффективности. Жители Сицилии удивляются принудительному требованию установки в их домах счетчиков учета тепла, когда на острове весь год комфортно теплая температура.

Там больше уделяется внимание расходам, затраченным на охлаждение и кондиционирование воздуха. В итальянской Конфедерации собственников недвижимости (Confedilizia, Конфедилизия) заявили, что обязанность модернизации домов до нужных значений энергоэффективности не только очень дорога, но и неприемлема. Она сопровождается абсурдными требованиями, которые приведут к необоснованному росту цен на недвижимость и ее аренду, что повлечет за собой сужение рынка недвижимости. Недвижимость с низкой энергоэффективностью подвергнется девальвации.

Это приведет к серьезным социальным последствиям. Президент Конфедизилии, Джорджио Спазиани Теста, не стесняясь в выражениях, назвал новую директиву «разрушительным решением для сектора», которое «превратит в пепел» рынок итальянской недвижимости. «Перенос требований на национальный уровень по-разному влияет на разные страны, потому что рынки разные. Установление равных правил для всех – неверная концепция».

Итальянская программа Супербонус 110%

С июля 2020 года в Италии действует Супербонус 110%. Программа позволяет вернуть собственнику дома средства, потраченные на энергоэффективный ремонт, в размере 110% от вложенных инвестиций. Несмотря на очевидную выгоду, программой воспользовалось только 0,5% собственников недвижимости на общую сумму 9,6 млрд евро. Проблема в том, что ремонт владелец дома должен провести за свой счет, а потраченные деньги в течение 10 лет будут компенсироваться за счет налоговых возвратов. Большинство собственников жилья не имеют средств для модернизации своего неэнергоэффективного жилья. Условия программы больше подходят крупным строительным компаниям, которые имеют широкие кредитные линии в банках и необходимые для ремонта технику и оборудование. Но такой рынок ограничен, и все равно часть расходов ложится на плечи владельца дома.

Поэтому, если рассматривать эффективность правительственной программы Супербонус 110%, она явно не решает проблему.

Проблемы старых и исторических домов на пути повышения энергоэффективности

В странах Европы существует большое количество старых домов, которые миллионы граждан унаследовали в небольших городах. У владельцев нет средств, чтобы провести дорогостоящий энергоэффективный ремонт. Владельцы таких домов беспокоятся, что их жилье обесценится.

Rynek na Starym Mieście we Wrocławiu (Main Market Square in Old Town Wroclaw) Существует много домов, которые относятся к историческому наследию. Такие дома обладают низкими классами энергосбережения. Здесь существуют свои проблемы на пути повышения их энергоэффективности. Во-первых, есть определенные ограничения и даже запреты на внесение изменения в конструктив таких домов. Во-вторых, их ценность определяется за счет максимального сохранения первозданных элементов и систем дома. Модернизация таких домов может привести к потере первозданности. А это удар не только по их привлекательности с точки зрения покупки, но и с точки зрения туристического сектора.

К примеру, дома в Париже на Елисейских полях постройки начала XIX века имеют низкий класс энергоэффективности. При этом, это дорогая и престижная недвижимость, которая весьма востребована на рынке. Есть много подобной недвижимости, например, в Риме. Такие дома покупают известные политики, бизнесмены. У многих европейцев возникает вопрос: неужели эти дома будет запрещено продавать или сдавать в аренду? Или для влиятельных персон будут делаться исключения?

Что в итоге?

Многие эксперты в Европе уже говорят о том, что внедрение программы нулевой углеродности может привести к непредсказуемым последствиям для энергетического рынка ЕС и граждан Евросоюза. К «грязным» источникам энергии приписали энергию, вырабатываемую атомными электростанциями, а также использование природного газа как источника вырабатываемой энергии. Некоторые страны, например, Франция, которая сделала ставку на атомную энергетику, не согласны с такой постановкой вопроса. Чиновники ЕС уже пошли на попятную и пока причислили эти источники к зеленым. Тут же непримиримые приверженцы «зеленой» энергии заявили, что такое решение идет в разрез с идеей нулевой углеродности. Таким образом, в ЕС нет однозначного одобрения как программы Зеленый Курс, так и новой директивы по повышению энергоэффективности зданий.

Как запрет на продажу неэнергоэффективных домов отразится на оконном рынке Европы

Несмотря на критику, взятый курс на декарбонизацию в ЕС не может быть полноценно проведен без изменения энергетического баланса зданий. Для этого необходимо повышать энергоэффективность, заменять на возобновляемые источники энергии системы отопления и электроснабжения, основанные на природных источниках. По данным World Resources Institute, доля строительства и ЖКХ в выбросах CO2 в мире занимает 6%.

Основную долю теплопотерь в неэнергоэффективных домах занимают потери через окна – около 40%. Поэтому необходимое условие эффективного повышения энергосбережения зданий – замена окон на энергоэффективные. Сейчас наблюдается тенденция увеличения площади остекления на фасаде зданий, что делает эту тему еще более актуальной.

Требования директивы ЕС по повышению энергоэффективности домов положительным образом скажутся на европейском рынке современных энергосберегающих окон. Новые требования будут стимулировать замену окон с более узкими профильными системами на окна с широкими системами. В странах Центральной и особенно Северной Европы уже сейчас преобладают профильные системы с монтажной толщиной (глубиной) более 80 мм и 2-камерными стеклопакетами с теплосберегающими стеклами.

В целом в ЕС системы 70 мм и 80 мм занимают приблизительно равные доли с небольшим преимуществом систем 80 мм. Согласно требованиям директивы, К 2035 году в Европе должны полностью перейти на установку окон из 80 мм и толще. К этому времени необходимо будет заменить около 50% существующих оконных конструкций. Это большой объем, стимулирующий рост европейского рынка окон.

Энергоэффективность домов в России

4 ноябре 2020 года Президент России Владимир Путин подписал Указ №666 «О сокращении выбросов парниковых газов», в котором поставил задачу Правительству – утвердить стратегию долгосрочного развития страны с низким уровнем выбросов парниковых газов.

29 октября 2021 года Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал Распоряжение 3052-р об утверждении «Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года». В ней уделено большое внимание энергоэффективности зданий. Неэнергоэффективные дома будут постепенно выводиться из эксплуатации или реконструироваться до необходимых требований энергоэффетивности. Новые жилые, общественные и производственные здания будут строиться в соответствии с жесткими требованиями по энергоэффективности.

Они предусматривают:
– переход на энергоэффективные системы горячего снабжения и отопления;
– замену бытовых электроприборов и систем освещения на энергоэффективные, включая умное управление энергопотреблением;
– оснащение зданий оборудованием, использующим или производящим возобновляемую энергию;
– строительство зданий из отходов от сжигания твердого топлива и прочее.

Также 27 сентября 2021 года Премьер Мишустин подписал Постановление №1628, в котором утвердил «Правила установления требований энергоэффективности для зданий… и требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Постановление вступает силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года.

Установлены 9 классов энергоэффективности многоквартирных домов.

Россия также стремится двигаться в сторону зеленой экономики и повышения энергоэффективности домов. Однако «стартовые» позиции в этом вопросе находятся на более низком уровне – большая доля неэнергоэффективных домов и меньшие финансовые возможности у граждан. Поэтому меры в этой области не столь радикальные.

Европа принимает все более жесткие и кардинальные меры по переходу на «зеленую» энергетику, чтобы снизить зависимость от поставок энергоресурсов из России и других стран. Власти Евросоюза рассматривают этот шаг, как глобальный для собственной энергобезопасности и создания новых рабочих мест в энергетике. Это требует выделения колоссальных средств из бюджета ЕС и бьет по карманам граждан для соответствия недвижимости новых требованиям программы. Энергетическая «реформа» положительным образом отразится на росте рынка теплосберегающих окон и повысит энергосбережение недвижимости.

В России, несмотря на постепенное присвоение домам классов энергетической эффективности, оплата за используемое тепло в большинстве случаев взимается не за объем потребления, а по нормативу, даже, если в домах стоят счетчики учета потребления. Цены за тепло постоянно растут вне зависимости от энергоэффективности жилья. У населения нет мотивации к энергосбережению.

Постоянный рост стоимости ресурсов и новые глобальные «вызовы» по снижению углеродных выбросов, заставляют власти менять политику в этой сфере. Поэтому есть все основания полагать, что в России тоже со временем будут ужесточаться требования к энергоэффективности домов.

Портал НОЭ

Лучшие решения для «Умного города» обсудили на выставке света в Москве

on Понедельник, 02 Октябрь 2023.

19 сентября 2023 года в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки Interlight Russia прошел Отраслевой день проекта Минстроя России «Умный город».

Мероприятие представило прекрасную возможность компаниям отрасли лучше познакомиться с главным проектом страны в сфере цифровизации городского хозяйства и презентовать свои лучшие решения.

Событие открыла презентация проекта «Умный город», были представлены впечатляющие итоги 5-летней истории развития проекта.

Деловая программа мероприятия включала следующие дискуссии:
⁃ Открытое заседание Комитета по вопросам городской среды;
⁃ Питч-сессию цифровых и инженерных решений по цифровизации городов;
⁃ Сессию «Умный свет в Умном городе» – лучшие практики взаимодействия бизнеса и государства.

В числе спикеров программы и членов жюри выступили:
⁃ Юлия Талалайкина – заместитель Директора Департамента стратегических проектов Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации;
⁃ Евгений Афанасенков – первый заместитель министра благоустройства Московской области;
⁃ Виктория Семенова – министр градостроительства и архитектуры Ханты-Мансийского автономного округа ЮГРА;
⁃ Ксения Большакова – зам. директора по работе с госсектором, VK;
⁃ Евгений Горбатов – генеральный директор ООО «Норэнс групп»;
⁃ Армен Сафарян – советник Президента АО «Ситроникс»;
⁃ Тимофей Лютомский - руководитель отдела цифрового строительства Pioneer;
⁃ Петр Егиазарян – главный архитектор Capital Group;
⁃ Иван Тягин – руководитель направления стратегического партнерства Эталон Тех (входит в структуру ГК Эталон Инвест);
⁃ Владимир Орлов – руководитель сметно-договорного отдела и закупок «Ikon Development» и др.

Модератором секций и членом экспертной группы выступил Анатолий Курманов – заместитель руководителя рабочей группы проекта «Умный город» Минстроя России.

Айдар Фаткуллин, директор ООО «РСК Групп», в своем докладе осветил проблемы отрасли и продемонстрировал надежные решения для освещения современных российских городов. Компания «РСК Групп» имеет богатый опыт разработки и реализации продуктов для девелоперских проектов и федеральной программы «Комфортная городская среда».

Дмитрий Шаров, генеральный директор ГК «Филанко» представил для «Умного города» комплексное решение от Platforma.ru. Проект представляет собой удобный и выгодный сервис по управлению и мониторингу световыми объектами, который обеспечит контроль, безопасность эксплуатации и является базовым с точки зрения повышения энегроэффективности объектов недвижимости.

В выступлении исполнительного директора ООО «АПЕКС-Центр» Алексея Голикова были затронуты вопросы концептуального развития системы освещения городской среды, тенденции развития «умного города» и «умного освещения», как современного тренда мегаполиса. Компания впечатлила участников демонстрацией реализованных проектов компании в рамках программы реконструкции и строительства транспортных объектов в Москве.

Семен Швецов, директор ООО «Арго-Центр», в рамках выступления «IoT-решения ГК «Арго» для Умных МКД, РСО и городов. Кейсы, интеграции и перспективы» представил готовые кейсы по интеллектуальному освещению. В частности, проекты с целью углубленной экономии и повышения безопасности дорожного движения, по беспроводному контролю протечек на тепловых сетях, а также представляющие собой оптимальные решения поквартирного учета ресурсов в МКД от проекта до эксплуатации.

Артем Воронов, светодизайнер и руководитель студии LightLab.online, член IES., раскрыл тему: «Как системный онлайн консалтинг по светодизайну и светотехнике может менять внешний вид города и привлекать туристов?».

Все выступающие и участники мероприятия получили обратную связь от экспертов и коллег. Многим проектам и компаниям поступили предложения, раскрывающие перспективы для масштабирования и развития.

Портал НОЭ

Правительство утвердило комплексную государственную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности»

on Понедельник, 02 Октябрь 2023.

Повышение энергоэффективности в различных отраслях экономики, развитие технологий зелёного строительства, электрификация и газификация общественного транспорта – таковы главные цели комплексной государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности». Постановление об её утверждении подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Программа определяет основные направления работы по повышению энергоэффективности в электроэнергетике и теплоэнергетике, промышленности, транспорте, строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве. Отдельный раздел программы посвящён популяризации энергосбережения.

Так, в сфере электроэнергетики и теплоэнергетики документ предусматривает меры по стимулированию когенерации, когда при выработке электроэнергии появляется возможность рационально использовать попутное тепло. В числе других направлений – развитие альтернативных и возобновляемых источников энергии, перевод котельных на экономичные виды топлива, меры по снижению потерь электрической и тепловой энергии.

В области строительства программа предполагает поддержку государственных заказчиков, использующих при возведении зданий экологичные и энергоэффективные стройматериалы.

За счёт реализации мероприятий программы показатель энергоёмкости валового внутреннего продукта страны к 2035 году должен снизиться на 35% по сравнению с аналогичным уровнем 2019 года. Это одна из целей Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года.

Перечень конкретных мероприятий программы и план-график их реализации появятся в её паспорте после формирования федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.

Портал НОЭ

Комиссия СоюзМаш России по энергоэффективности обсудила механизмы внедрения нового отраслевого профессионального стандарта

on Среда, 14 Июнь 2023.

Заседание провел Первый заместитель Генерального директора ПАО «Россети» Андрей Муров. Участвовали представители Минэкономразвития России, Российского энергетического агентства Минэнерго России, организаций – членов Союза, профильных ассоциаций и отраслевых объединений.

От Ассоциации «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» (НОЭ) на заседании присутствовали Президент – Питерский Леонид Юрьевич и Руководитель Аппарата – Донских Галина Николаевна.

Ключевой темой встречи стало применение профессионального стандарта «Специалист по обеспечению энергосбережения и повышения энергетической эффективности», утвержденного Минтрудом России (Приказ от 20.12.2022 г. № 794н). Документ вступит в силу с 1 сентября 2023 года и будет определять основные трудовые функции работников в данной сфере и требования к их образованию и опыту работы. Данный профстандарт был разработан для создаваемого по инициативе НОЭ СПК в области экологии, ресурсосбережения и повышения энергоэффективности.

«Появление такого стандарта важно не только для руководителей организаций, но и специалистов, которые непосредственно занимаются темой энергоэффективности. Это многофункциональный документ, который может применяться для управления персоналом, проведения независимой оценки квалификации. Он будет работать на долгосрочную перспективу, потому что позволит создавать образовательные программы в соответствии с реальными требованиями рынка», – сказал Андрей Муров.

Также участники заседания обсудили совершенствование ГИС «Энергоффективность», которая содержит нормативные акты и перечень наиболее успешных проектов по энергосбережению. По итогам дискуссии члены комиссии представят предложения по лучшим практикам, которые будут переданы в Минэкономразвития России для интеграции в систему.

Комиссия по вопросам развития и внедрения технологий в области энергетической эффективности и энергосбережения Союза машиностроителей России под руководством Андрея Мурова действует с 2019 года. Ее основной задачей является содействие повышению энергоэффективности машиностроительных предприятий и развитию ими производств соответствующей продукции для других отраслей. В комиссию входят представители федеральных органов исполнительной власти, предприятий, финансовых институтов и образовательных организаций.

Профстандарт по энергосбережению.pdf

Михаил Мишустин утвердил перечень дополнительных мер поддержки развития электротранспорта

on Пятница, 05 Май 2023.

Правительство продолжает работу по развитию отрасли электротранспорта и созданию необходимой для неё инфраструктуры. Михаил Мишустин утвердил перечень дополнительных мер поддержки этого направления.

Документ был подготовлен по итогам стратегической сессии по развитию электротранспорта в России, которая прошла под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Андрея Белоусова в феврале 2023 года.

Речь идёт о реализации 29 мероприятий. Один из блоков перечня посвящён развитию инфраструктуры. Так, Минэнерго, Минэкономразвития и региональные власти должны будут разработать методические рекомендации по реализации программы субсидирования быстрых зарядных станций. Эту работу нужно провести на основе опыта 12 регионов, участвовавших в пилотном проекте. Благодаря господдержке в 2022 году там было открыто 439 зарядных станций. В 2023 году число субъектов, участвующих в таких пилотах, выросло до 34.

Кроме того, Минстрою, Минэнерго и Ростехнадзору поручено оценить целесообразность обязательной установки зарядных станций при строительстве общественных зданий и многоквартирных домов. Также планируется предоставить гражданам возможность устанавливать медленные зарядные станции в подземных или наземных паркингах многоквартирных домов без обращения в энергокомпании. Жильцы смогут использовать их ночью, когда в домовых сетях есть избыток энергомощностей.

Также Минэнерго, Минэкономразвития и ФАС должны выработать дополнительные варианты отсрочки оплаты стоимости технологического присоединения заправочных станций к электрическим сетям.

Ещё один блок мер касается стимулирования использования электрокаров гражданами и бизнесом. Минтранс, Минэкономразвития, Минэнерго, Минцифры и Минфин должны будут представить предложения по субсидированию агрегаторов такси и каршеринга, что позволит снизить стоимость поездок для пользователей, выбирающих электромобили.

В перечне дополнительных мер также содержится предложение о пересмотре стоимости ОСАГО для владельцев электромобилей, эксплуатируемых в такси и каршеринге. Минфин, Банк России и Российский союз автостраховщиков проведут анализ аварийности электрокаров и на его основе подготовят соответствующие предложения.

Кроме того, Минпромторг, Минэкономразвития и Минфин представят предложения по увеличению финансовой поддержки программ стимулирования спроса на электромобили в связи с ростом интереса автовладельцев к данному виду транспорта.

Также в перечне содержится блок мер, посвящённый развитию электросудов и созданию для них необходимой инфраструктуры. Планируется, что Минтранс, Минпромторг, Минэнерго, Минфин и Минэкономразвития проанализируют мировой и отечественный опыт электросудостроения и подготовят перечень мероприятий для развития этого направления.

Помимо этого, будет рассмотрен вопрос о включении кораблей с электродвигателями в программу льготного лизинга гражданских судов. Подготовить соответствующие предложения поручено Минпромторгу,

Минтрансу, Минэкономразвития, Минфину и Государственной транспортной лизинговой компании. Работа над развитием электротранспорта и зарядной инфраструктуры идёт в рамках реализации стратегической инициативы социально-экономического развития «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» и Концепции развития производства и использования электротранспорта в России до 2030 года, куратором которых является Андрей Белоусов.

Портал НОЭ

Минэкономразвития РФ: в борьбе с пластиковыми загрязнениями приоритетны меры, не создающие препятствий для бизнеса

on Пятница, 05 Май 2023.

Представители департамента торговых переговоров Минэкономразвития России приняли участие в совместном семинаре ВТО и программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП ООН), который состоялся в четверг, 27 апреля. На повестке – вклад торговых инструментов в борьбу с загрязнением пластмассами.

Проблематика торговли пластмассами стремительно набирает актуальность на фоне переговоров под эгидой ЮНЕП ООН о заключении международного юридически обязательного соглашения по борьбе с загрязнением пластмассами, в том числе в морской среде. Переговоры планируется завершить к концу 2024 года.

Минэкономразвития России уделяет внимание работе по этой теме на площадке ВТО, являясь активным участником Неформального диалога ВТО по загрязнению окружающей среды и экологически устойчивой торговле пластиком (всего в составе участников 76 членов ВТО).

В ходе семинара российскими представителями была подчеркнута недопустимость использования «борьбы с загрязнением пластмассами» в качестве предлога для введения протекционистских, дискриминационных мер. Призвали участников к взвешенному, экономически-эффективному и научно-обоснованному подходу при введении торговых запретов и ограничений.

«В поиске совместных «торговых» решений по борьбе с пластиковыми загрязнениями следует ставить акцент на тех мерах, которые благоприятны для развития торговли (trade-friendly) и не создают излишних препятствий для бизнеса. Стоит сосредоточить усилия на том, как помочь бизнесу развивать производство экологически чистых пластмасс, включая вторичный пластик. Например, через налаживание эффективной системы обращения с отходами, включая их переработку. Или через облегчение доступа к необходимым технологиям, оборудованию и сырью - что особенно актуально сегодня в условиях антироссийских санкций в полимерной отрасли», - прокомментировали в Минэкономразвития.

В мероприятии принимали участие представители российских ведомств и бизнес-сообщества.

Портал НОЭ

Более 40% уличных фонарей Петербурга составляют светильники нового поколения

on Вторник, 25 Апрель 2023.

ГБУ «Ленсвет» провело в Санкт-Петербурге модернизацию освещения в квартале между улицами Димитрова, Пловдивской, Купчинской и Будапештской. Освещение на территории жилого массива появилось 15 лет назад. Раньше здесь были натриевые светильники мощностью 150 Вт. Сегодня вместо устаревших ламп установлены 216 светодиодных фонарей.

Светодиодные фонари нового поколения отличаются низким энергопотреблением и длительным сроком службы.

«В комплексной модернизации освещения улиц, жилых кварталов, парков и скверов используются современные материалы и оборудование. Реализация таких проектов позволяет экономить средства городского бюджета, обеспечивает комфорт и безопасность петербуржцев», - отметил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

Новые фонари позволили снизить потребление электроэнергии на 50%, сохраняя нормативную освещенность.

В 2023 году «Ленсвет» планирует заменить во Фрунзенском районе около 3 тыс. натриевых светильников.

На сегодня доля фонарей нового поколения в системе наружного освещения и художественной подсветки Петербурга составляет 41%.

Портал НОЭ

В России количество ЭЗС для электромобилей за год выросло в два раза – до 1 664 штук

on Вторник, 25 Апрель 2023.

Количество электрозарядных станций (ЭЗС) для электромобилей в России за год увеличилось на 105%, до 1 664 штук. Такие данные приводятся в совместном исследовании «2ГИС», сервиса бизнес-аналитики «2ГИС Про» и сервиса проверки истории авто «Автотека». #новости_энергетики #электромобили

По данным исследования, на 18 апреля 2023 года в России работают 1 664 ЭЗС. Это в два раза больше, чем год назад (810). Лидером по количеству общедоступных ЭЗС является Москва, где число станций выросло за год на 47%, до 300 шт. На втором месте расположился Южно-Сахалинск, в котором за 12 месяцев количество станций для зарядки увеличилось на 433% и теперь составляет 112 шт. В ТОП-5 городов также вошли Красноярск (96 станций, +269%), Санкт-Петербург (92 станции, +61%) и Казань (57 станций, +235%).

В августе 2021 года правительство РФ утвердило концепцию развития производства и использования электротранспорта в РФ до 2030 года. В документе обозначены первоочередные задачи для формирующейся отрасли. В их числе развитие производственной базы, наращивание технологических компетенций, выведение на рынок принципиально новых продуктов и создание современной инженерной и транспортной инфраструктуры. К 2024 году в России планируется выпустить не менее 25 тыс. электромобилей и открыть не менее 9,4 тыс. зарядных станций для них.

Портал НОЭ

Павел Завальный: Газомоторный транспорт по многим показателям превосходит электромобили

on Вторник, 25 Апрель 2023.

На сегодня прямое использование газа в моторах – самый эффективный низкоуглеродной способ преобразования энергии и получения эффекта, заявил председатель Комитета Госдумы РФ по энергетике Павел Завальный на круглом столе «Развитие рынка природного газа как моторного топлива: проблемы и пути решения» 18 апреля 2023 года. #новости_энергетики #газ

«Дальше только водород, но и он делается из газа. Другой способ получения водорода есть, только он дороже в несколько раз, чем из газа. Вопрос, можем ли мы это себе позволить или нет? Я считаю, что нет. Нам нужен совсем другой уровень технологического развития экономики, чтобы позволять себе такие дорогие вещи», - отметил он.

Павел Завальный считает, что в настоящее время стоит сфокусировать внимание именно на развитии газомоторного транспорта, который по многим показателям превосходит электромобили.

«Углеродный след от газомоторного транспорта в два раза ниже, чем от электромобиля, как и КПД. Поэтому не стоит себя обманывать по поводу экологичности и эффективности электромобилей», - заявил он.

Портал НОЭ

В Ставропольском крае до 2028 года планируется построить пять электростанций

on Вторник, 25 Апрель 2023.

В утвержденной Приказом Министерства энергетики РФ от 28.02.2023 № 108 Схеме и программе развития электроэнергетических систем России (далее — СиПР) на 2023−2028 годы включен прогноз и основные технические решения по развитию энергосистемы Ставропольского края. #новости_энергетики #электроэнергетика

В соответствии с разработанным АО «СО ЕЭС» прогнозом, к 2028 году в энергосистеме Ставропольского края планируется увеличение потребления электрической энергии до 11 787 млн кВт ч со среднегодовым темпом прироста — 0,7%, а также увеличение максимального потребления электрической мощности до 1 828 МВт со среднегодовым темпом прироста — 0,3%.

По информации Филиала АО «СО ЕЭС» - Северокавказское РДУ, в соответствии с СиПР, в энергосистеме Ставрополья планируются проекты, связанные с вводом и реконструкцией объектов по производству электроэнергии.

Это проекты строительства Просянской гидроэлектростанции (ГЭС) установленной мощностью 7 МВт, Горько-Балковской ГЭС мощностью 9 МВт, Кузьминской ветроэлектростанции (ВЭС) мощностью 160 МВт, Труновской ВЭС мощностью 95 МВт со сроком ввода в 2023 году, а также ВЭС Чистополь мощностью 71,3 МВт со сроком ввода в эксплуатацию в 2025 году.

Кроме того, согласно СиПР запланирована модернизация Сенгилеевской ГЭС с увеличением мощности с 15 до 18 МВт со сроком реализации в 2025 году и модернизация Кубанской ГАЭС с увеличением мощности до 18,9 МВт (прирост 3 МВт) со сроком в 2026 году.

В СиПР также определены решения по перспективному развитию электрических сетей энергосистемы Ставропольского края, необходимые для исключения рисков выхода параметров электроэнергетического режима работы энергосистемы за пределы допустимых значений.

Эти решения включают в себя реконструкцию ряда подстанций и воздушных линий электропередачи (ЛЭП) 35−110 кВ. В частности, предусмотрена реконструкция подстанции (ПС) 35 кВ «Ясная Поляна-1» с переводом на напряжение 110 кВ (ПС 110 кВ «Джинал») и строительством распределительного устройства 110 кВ, с увеличением трансформаторной мощности с 12,6 МВА до 50 МВА.

Запланировано строительство заходов воздушной ЛЭП 110 кВ Ессентуки-2 — Ясная Поляна-2 с отпайкой на ПС «Тяговая 39-й км» на ПС 110 кВ «Джинал» ориентировочной протяженностью 0,2 км.

Планируется реконструкция ПС 110 кВ «Ачикулак» с заменой одного из трансформаторов мощностью 6,3 МВА на трансформатор 10 МВА. В том числе предусмотрена реконструкция ПС 110 кВ «Лысогорская» с заменой одного из трансформаторов мощностью 2,5 МВА на трансформатор 4 МВА.

Запланирована реконструкция ПС 110 кВ «Мин-Воды-2» с заменой трансформатора мощностью 25 МВА на трансформатор мощностью 40 МВА. Планируется реконструкция ПС 110 кВ «Левокумская» с заменой трансформаторов мощностью 10 МВА и 6,3 МВА на два трансформатора мощностью по 16 МВА.

На ПС 110 кВ «Западная» запланировано провести реконструкцию с установкой третьего трансформатора мощностью 16 МВА.

«В Схеме и программе развития электроэнергетических систем России на 2023−2028 годы учтены актуальные потребности по обеспечению энергетической безопасности Ставропольского края на ближайшие шесть лет. Реализация проектов модернизации и реконструкции электросетевого комплекса позволит улучшить надежность электроснабжения региона в наиболее проблемных местах, а также подключить новых потребителей», — прокомментировал министр энергетики, промышленности и связи Ставропольского края Иван Ковалев.

Портал НОЭ

Ученые выяснили, насколько сильно московская пыль загрязнена токсичными элементами

on Вторник, 25 Апрель 2023.

Городская пыль состоит из частиц как природного, так и антропогенного происхождения. Эти частицы ученые используют не только для экологического мониторинга городской среды, но и для нахождения основных источников загрязнения.

Именно такой анализ городской пыли Москвы провели специалисты лаборатории геохимии наночастиц Института геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернадского (ГЕОХИ) РАН. Они оценили, насколько загрязнена окружающая среда столицы и выявили связанные с этим риски для локальной экосистемы и городских жителей. Как отмечают в научном институте, на основе полученных данных можно определить конкретный ряд дальнейших действий, например организации дорожного движения и/или оперативной утилизации образующейся пыли.

Исследование провели на территории, ограниченной Третьим транспортным кольцом (ТТК).

«В нашей работе мы установили, что основным источником тяжелых металлов в пыли стал процесс эксплуатации автотранспорта, а именно износ тормозных колодок и шин, а также износ дорожного полотна, металлических и других деталей транспортных средств», — рассказывает кандидат химических наук, старший научный сотрудник лаборатории геохимии наночастиц Александр Иванеев.

В рамках исследования ученые выяснили, что городская пыль Москвы загрязнена тяжелыми металлами (сурьмой, цинком, свинцом, кадмием, медью, молибденом и ртутью). Их содержание в городской пыли в среднем составляет 0,1 %. Таким образом, 41 % площади исследуемой территории Москвы подвержены экологическому риску, вызванному тяжелыми металлами, ассоциированными с городской пылью.

Наименее подверженными антропогенному воздействию города оказались московские парки: Парк Горького, Нескучный сад, Екатерининский парк, Сад имени Баумана, Пресненский парк, Парк 1 мая, Сад Эрмитаж.

«В целом содержание тяжелых металлов в пыли, отобранных в парках, в 2 раза меньше. Согласно полученным результатам, на исследуемой территории Москвы нельзя выделить районы, которые подвержены наибольшему риску, поскольку не было выявлено никаких локальных закономерностей в аккумулирование тяжелых металлов в пыли. Тем не менее, поскольку основным источником тяжелых металлов был процесс эксплуатации автотранспорта, то можно предположить, что наиболее подвержены риску районы, которые находятся вблизи крупных автомагистралей — ТТК и Садовое кольцо», — добавил кандидат химических наук, старший научный сотрудник лаборатории геохимии наночастиц Александр Иванеев.

В дополнение к экологическим рискам ученые провели оценку потенциальных рисков для здоровья жителей Москвы — как взрослых, так и детей. Неканцерогенные риски для взрослых людей выявлены не были. Дети же более подвержены токсическому эффекту тяжелых металлов, находящихся в городской пыли, по сравнению со взрослыми. Однако, как отмечают ученые, все риски можно снизить, если избегать игр в городской пыли, а также минимизировать нахождение детей в запыленных локациях. Кроме этого, нужно соблюдать правила гигиены, регулярно и качественно мыть руки после прогулки.

Канцерогенные риски для здоровья взрослых и детей выявлены не были.

Среди основных источников загрязнения городской пыли тяжелыми металлами, ученые назвали выветривание почв, износ тормозных колодок и автомобильных шин, дорожного покрытия, металлических деталей и конструкций, промышленную деятельность (строительство, обработка металлов, производство электролитов и оптоэлектроники), а также процесс эксплуатации железнодорожного транспорта.

Портал НОЭ

Откуда в арктических озерах ртуть? Новое исследование российских ученых

on Вторник, 25 Апрель 2023.

Российские ученые выяснили, что стало основной причиной накопления ртути в условиях вечной мерзлоты и оценили возможную угрозу ее высвобождения из-за потепления климата. Исследовав донные отложения озер в Российской Арктике, они пришли к выводу, что пары ртути были перенесены из промышленных районов. Над научным проектом работали сотрудники лаборатории эволюционной биогеохимии и геоэкологии Института геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернадского (ГЕОХИ) РАН.

Ученые исследовали донные отложения двух арктических озер — Лонгтибейто на полуострове Ямал и Гольцовое на Гыданском полуострове. Эти озера термокарстовые, то есть образованы в результате вытаивания и проседания вечной мерзлоты. Донные отложения арктических озер, не подверженных прямым воздействиям деятельности человека, — это своего рода архивы. Они содержат информацию о поступлениях из литосферы и атмосферы, биогеохимических процессах на водосборе и в самом водоеме и отражают изменения климата и окружающей среды.

«В ходе исследований колонок (донные отложения собираются в специальные колонки) мы определили, что самые нижние слои относятся к доиндустриальному периоду (до 1850 года). Содержания ртути в приповерхностных слоях, в отличие от остальных элементов, показали превышение относительно фоновых значений в 7,5–8 раз. Однако даже эти концентрации лишь незначительно превышают среднее содержание ртути в земной коре (0,045 мкг/кг) и далеки от критических значений. По нашему мнению, поток ртути из земной коры, который и определяет фон, является довольно постоянным. Он значительно меньше поступлений в верхние слои отложений из атмосферы и с водосбора», — сказал старший научный сотрудник лаборатории эволюционной биогеохимии и геоэкологии ГЕОХИ РАН Юрий Таций.

Исследователи обратили внимание на кратковременный резкий рост потока ртути в озере Гольцовом в начале ХХ века при повышении концентраций других элементов. Возможным объяснением этого могло быть потепление, затронувшее этот регион в начале века, когда граница вечной мерзлоты отступила на север, а температура мерзлых грунтов повысилась на 1,5–2 градуса.

Как отмечают в научном институте, устойчивое климатическое потепление может привести к увеличению среднегодовых температур озерных вод и временно изменить условия питания организмов, живущих в водоеме. Это станет причиной роста в отложениях органического вещества и доли частиц микронного размера — основных коллекторов ртути — и, как следствие, повышения ее концентраций за счет увеличения поступлений с водосбора.

Портал НОЭ

Павел Сорокин: «Потребление СПГ в качестве моторного топлива к 2035 году может увеличиться в 10-15 раз»

on Вторник, 25 Апрель 2023.

Базовый сценарий развития рынка газомоторного топлива (ГМТ) предусматривает, что в 2030 году потребление природного газа транспортом составит 8 млрд куб. м в год, а к 2035 году эта цифра может увеличиться до 12 млрд куб. м. Об этом Павел Сорокин рассказал на III Всероссийском газомоторном форуме.

При этом он отметил, что существенную роль в этом сыграет рост потребления СПГ.

«Если по компримированному газу мы ожидаем увеличения потребления в пределах 3-4 раз, то использование СПГ в качестве моторного топлива к 2035 году может вырасти в 10-15 раз», – сообщил первый заместитель Министра.

Он отметил, что наращивание объёмов потребления сжиженного природного газа станет возможными благодаря его использованию не только грузовым сухопутным транспортом и сельскохозяйственной техникой, но также и речным и морским флотом.

Павел Сорокин также обратил внимание на то, что развитие рынка ГМТ соответствует целям по достижению углеродной нейтральности в России к 2050-2060 годам. По его словам, реализация базового сценария развития газомоторного транспорта позволит к 2035 году сократить выбросы парниковых газов на 60 млн тонн эквивалента диоксида углерода, а также на 5,1 трлн рублей уменьшить расходы на топливо.

При этом он уточнил, что программа развития ГМТ разделена на три этапа: в 2023-2025 годах планируется завершить формирование всей необходимой нормативно-правовой базы, на 2025-2030 годы запланировано строительство основной инфраструктуры вдоль дорожной сети и постепенное увеличение её загрузки, а на 2030-2035 годы будет приходится основное наращивание потребление природного газа в качестве моторного топлива и общее увеличение парка газомоторного транспорта.

Кроме того, замминистра подчеркнул, что программа развития мини-СПГ синхронизирована с газификацией и догазификацией.

«Это позволит к 2035 году создать до 80 объектов мини-СПГ, которые обеспечат ежегодное потребление грузовым транспортом около 5-6 млрд куб. м природного газа», – уточнил он.

Говоря о потреблении природного газа водным транспортом, Павел Сорокин отметил, что основные пункты бункеровочной инфраструктуры планируется создать в Чёрном и Балтийском морях, в районе Мурманска, на Ямале, а также на Дальнем Востоке.

«Это основные точки, способные создать максимальное потребление природного газа водным транспортом», – пояснил он, добавив, что речь идёт не только о морских судах, но и о речных.

Портал НОЭ

 

Заказы на энергоаудит

Информация о заказах на энергетические обследования (энергоаудит), проектные, строительные работы, поставку товаров и иные услуги во всех регионах России.
Компаниям, не являющимся членами СРО НП "ЭнергоСтандарт" необходимо заполнить анкету.