Глобальный Совет по Ветроэнергетике (GWEC) прогнозирует рост ввода ветроустановок в мире до 60 ГВт в 2019 году

on Суббота, 28 Апрель 2018.

Рост общей мощности всех ветроустановок в мире должен в очередной раз преодолеть рубеж в 60 ГВт, и это произойдёт в 2019 г., считают в «Глобальном Совете по Ветроэнергетике» (GWEC). Как следует из «Отчёта по развитию мировой ветроэнергетики-2018», подготовленного GWEC, вновь вводимые мощности 2018 г. останутся на уровне, аналогичном показателям 2017 г., и составят 52,5 ГВт. Такая ситуация сложилась ввиду того, что существует «пробел в политике», в результате которого в Индии обратились к тендерам, что означает затишье на местном рынке в 2018 г., а также из-за того, что ведущие рынки Европы вводят меньше установок, чем в предыдущие годы. И тем не менее, начиная с 2019 г., GWEC ожидает в отрасли «скачок роста», который в 2020 г. приведёт к ежегодному приросту общей мощности более, чем на 60 ГВт. «Негативные последствия мирового финансового кризиса, имевшего место в прошедшем десятилетии, выразились в ежегодном росте в объёме 40 ГВт (за период 2009-2013 гг.)», – комментируют в GWEC. «Преодоление рубежа в 50 ГВт впервые с 2014 г. и установление отраслью рекорда в 60 ГВт стали возможными благодаря аномально высоким темпам введения в эксплуатацию новых установок в 2015 г. в Китае». «Новой нормой» в 2016 г. для рынка стал рост, немногим превышающий 54 ГВт; 2017 г. не стал исключением, и такие же показатели ожидаются в 2018 г.», – говорится в докладе. «Рынок ожидает ежегодный рост в 2018 и 2020 гг., когда будет преодолён 60 ГВт-ный барьер; в следующем десятилетии рынок продолжит расти, пусть медленно, но верно».. «К концу 2022 г. ожидается, что общая накопленная мощность всех установок составит 840 ГВт». В GWEC напоминают, что общая накопленная мощность по состоянию на конец 2017 г. составляла 539,1 ГВт. GWEC также назвала 4 рынка, которые, как считается, к 2030 г. смогут играть «решающую роль» в отрасли: Аргентина, Россия, Саудовская Аравия и Вьетнам. Аргентина Непреходящий финансовый кризис бросает тень на прошлое Аргентины: страна была не в состоянии выполнять обязательства по займам в течение двух десятков лет, что отпугивало инвесторов. В то же время с момента избрания в 2015 г. на пост президента Маурисио Макри «в стране всё делается, как следует», – считают в GWEC. Недавние подвижки в отношении тендеров, а также изменения в политике, привели к тому, что на данный момент в Аргентине налаживается система снабжения электроэнергией в объёме 3 ГВт, а у рынка есть потенциал роста в 1 ГВт энергии ежегодно. В GWEC считают, что южноамериканская страна обладает вполне достаточным количеством ветряных ресурсов для снабжения электроэнергией целого региона, но чтобы потенциал не оставался лишь таковым, необходимы «внушительные инвестиции в инфраструктуру энергопередающих сетей». Россия и Саудовская Аравия Ни для кого не секрет, что как Россия, так и Саудовская Аравия владеют обширными запасами возобновляемых источников электрической энергии. Тем не менее, всё большему использованию энергии ветра и солнца мешают зависимость от сероводородных носителей. GWEC приводит слова из официальной российской экспертизы, проведённой 10 лет назад и затрагивающей вопрос использования ветроэнергоресурсов, в которой заявляется о возможности генерации 80 тыс. ТВт*ч энергии ежегодно, что троекратно превышает мировое потребление. Текущие технологии, не говоря о технологиях будущего, могут позволить развить этот потенциал ещё больше. Ситуация, при которой в прошедшем году в России на тендеры по введению в эксплуатацию в течение следующих пяти лет было выставлено 1,65 ГВт мощности, внушает умеренный оптимизм. Компании, названия которых знакомы каждому в отрасли, в частности «Vestas», «Siemens Garnesa» и «Enel», «отважились на решительный шаг» в сторону рынка, хорошо известного своими «подводными камнями». Это дало GWEC основания полагать, что рынок ожидает «экономический подъём», который в той или иной форме произойдёт в течение ближайших пяти лет. «У них громадные ресурсы, причём в России теперь достаточно заинтересованных компаний, как государственных, так и частных… Во что это выльется, остаётся только гадать, но если мы хотим смотреть в будущее энергетики с уверенностью, России придётся внести свою лепту: если страна пойдёт этим путём, она от этого только выиграет, и значительно», – заявили в «Глобальном Совете». Аналогичная чрезмерная зависимость Саудовской Аравии от нефти и газа, сложившаяся за последние пару десятилетий, на данный момент является проблемой, которую государство пытается решить. Заявленными целями стали 3 ГВт к 2020 г. и 9,5 ГВт – к 2023 г. Особенно привлекательным для страны является использование солнечной энергии, но, будучи расположенной на побережье Красного моря, она также располагает превосходными ветроэнергоресурсами. С другой стороны, «непомерно строгие» местные протекционистские законы затормозят развитие. «Она представляет собой потенциальный крупный рынок недалеко от Европы, который в случае необходимости может быстро передислоцироваться. Этот рынок может удивить, как в плохом, так и в хорошем смысле, но только не нерешительных и осторожных», – считают в GWEC. Вьетнам В особенности перспективным рынком является Вьетнам, учитывая его потенциал по внедрению морских и наземных ветроустановок. GWEC также отмечает, что показатели качества ветроэнергоресурсов страны являются одними из лучших в регионе, а потребность в электроэнергии возрастает на 10% в год. Однако, как заявляет GWEC, ограниченность возможностей местного финансирования означает возникновение валютных рисков для зарубежных инвесторов и производителей, не говоря о типичных рисках, сопутствующих вхождению на новые рынки. Кроме того, энергетические сделки в стране не являются «заведомо прибыльными» по международным стандартам – отмечает GWEC – что выдвигает на передний план выделение льгот.

Источник: http://no-e.ru/news/info.php?ID=18149
Портал НОЭ

Неганов: Более половины жилых домов в Подмосковье являются энергоэффективными

on Пятница, 27 Апрель 2018.

Мероприятия по энергосбережению проводятся правительством Московской области в течение последних четырех лет, за эти годы удалось увеличить число энергоэффективных зданий на территории региона, сообщил министр энергетики Подмосковья Леонид Неганов. "В жилом секторе доля энергоэффективных зданий поднялась до 56%, то есть выше половины", - сказал Л.Неганов на встрече с китайской делегацией в Подольске. Министр добавил, что также повышен класс энергоэффективности около трети подмосковных зданий, используемых бюджетными учреждениями.

Источник: http://no-e.ru/news/info.php?ID=18148
Портал НОЭ

Верховный суд России постановил, что налоговую льготу для энергоэффективных зданий нельзя применять к нежилым постройкам

on Пятница, 27 Апрель 2018.

Верховный суд России постановил, что налоговую льготу для энергоэффективных зданий нельзя применять к нежилым постройкам, потому что для них не установлены соответствующие правила. Решение было вынесено 17 апреля в споре подмосковной компании «Просперити» с налоговой службой. Как рассказали в министерстве имущественных отношений Московской области, вместе с Москвой они создали рабочую группу, чтобы доказывать в судах, что у торговых и офисных зданий права на эту льготу нет. Компании стали массово применять льготу на имущественный налог в 2017 году, когда Минфин разъяснил, что она распространяется в том числе на нежилые помещения с высоким классом энергоэффективности. В результате только за 2016 год было оформлено льгот более, чем на 3 миллиарда рублей, объяснили в ФНС. Партнер Dentons Василий Марков отметил, что такие действия привели к сокращению поступлений в бюджеты регионов. Затем был принят закон, который позволил регионам самим решать, как применять эту льготу. Получается, принципиально льгота разрешена Налоговым кодексом, но отраслевые законы и их толкование отраслевыми же министерствами могут эту льготу полностью нивелировать, возмущен партнер Taxology Алексей Артюх. Решение суда лишает компании возможности воспользоваться льготой за прошлые периоды, а тем, кто ее применял, стоит ждать претензий и доначислений, предупреждает Марков. Льготы для постройки энергоэффективных зданий были введены в 2012 году. Они позволяют в течение трех лет с момента постановки объекта на учет не платить налог на имущество (ставка до 2,2%).

Источник: http://no-e.ru/news/info.php?ID=18147
Портал НОЭ

Россия и Китай поднимают уровень сотрудничества в сфере энергоэффективности

on Пятница, 27 Апрель 2018.

Заместитель Министра энергетики РФ Антон Инюцын провел первое заседание Российско-Китайской Рабочей группы по энергоэффективности. Китайскую делегацию возглавил заместитель руководителя Государственного комитета по развитию и реформам КНР Чжан Юн, а в ее состав вошли представители крупнейших энергетических компаний Китая, таких как Китайская национальная нефтегазовая корпорация, Государственная электросетевая корпорация Китая, Государственная корпорация энергетических инвестиций и другие. Российская делегация была представлена регионами, включая Москву и Московскую область,ключевыми энергокомпаниями, банками и институтами развития. В рамках заседания стороны определили приоритетные направления сотрудничества, включая продвижение лучших энергоэффективных технологий и оборудования, реализацию демонстрационных проектов в сфере энергоэффективного освещения, изучение инженерных решений по сокращению потребления энергии в ключевых отраслях энергетики, финансирование мер по повышению энергоэффективности, развитие технологий смарт-грид. «Россия и Китай имеют большой потенциал снижения энергоемкости экономики и проводят последовательную политику в этом направлении. Сотрудничество по вопросам развития энергоэффективных технологий и обмена опытом в сфере госполитики будет, безусловно,способствовать повышения энергоэффективности в наших странах», — отметил в своем выступлении сопредседатель Рабочей группы с российской стороны Антон Инюцын. Китайские партнеры отметили, что особо заинтересованы в сотрудничестве с Россией в области развития технологий для оптимизации энергетической системы и высокоэффективного оборудования для нефтехимической промышленности, технологий для утилизации и переработки отходов,в реализации демонстрационных проектов по внедрению светодиодного освещения, обмена опытом финансирования проектов по энергоэффективности, а также по ряду других направлений. Также стороны обсудили координацию действий на энергетическом треке в рамках БРИКС, Фестиваль энергосбережение #ВместеЯрче, участие китайской делегации в Международном форуме «Российская энергетическая неделя» и российской делегации в Национальной неделе энергосбережения КНР. По итогам заседания стороны подписали протокол и договорились провести очередную встречу в 2019 году в Китае. 26.04.18 Минэнерго России

Источник: http://no-e.ru/news/info.php?ID=18146
Портал НОЭ

Какими темпами растет генерация солнечной энергии, — отчет

on Пятница, 27 Апрель 2018.

По данным европейской ассоциации солнечной энергетики SolarPower Europe, в 2017 году в мире было введено в эксплуатацию 98,9 ГВт солнечных электростанций. Это на 29,3% больше, чем в 2016 г, в котором отрасль выросла на 76,5 ГВт. В Европе в прошлом году было введено 8,6 ГВт фотоэлектрических станций, также намного больше, чем годом ранее, информирует news.eizvestia.com. После невероятного роста мировой солнечной энергетики в 2016 г, аналитики не ожидали какого-либо дальнейшего увеличения темпов в 2017-м. Жизнь еще раз показала, что потенциал развития отрасли традиционно недооценивается – «солнечная революция» происходит гораздо быстрее, чем предсказывалось. Рекордное развитие было отмечено в Китае, на который пришлось более половины введенных в строй в 2017 году солнечных электростанций. Данные, представленные Ассоциацией, являются предварительными. Окончательные результаты, а также прогноз развития солнечной энергетики до 2022 г. будут объявлены в июне текущего года. Ряд прогнозов развития отрасли на 2018 год уже опубликован. Все исследователи предполагают, что темпы роста превысят 100 ГВт. В частности, Bernreuter Research считает, что солнечная энергетика может вырасти в текущем году на 120 ГВт. 26.04.18 Экономические известия

Источник: http://no-e.ru/news/info.php?ID=18145
Портал НОЭ

Пять шагов к светлым и безопасным дорогам

on Четверг, 26 Апрель 2018.

Еще классик замечал, что дороги представляют собой вечную российскую проблему. Сегодня мэрам городов, да и органам исполнительной власти регионов по-прежнему остро необходимы технологии и финансовые инструменты для модернизации дорожного хозяйства, в частности дорожного освещения.
Многочисленные исследования показывают, что дорожное освещение может помочь сократить количество аварий в ночное время на треть. Хотя на уровень аварийности влияет не только освещение дорог, но и их качество, организация дорожного движения, культура вождения, качество обучения водителей и ряд других факторов, тем не менее, значительная часть дорожно-транспортных происшествий в темное время суток связана именно с ошибками восприятия дорожной ситуации водителем. Способы улучшения ситуации – организация качественного освещения дорог. И для этого сегодня есть и технологические, и управленческие решения. В 2016 году Всероссийский научно-исследовательский проектно-конструкторский светотехнический институт им. С.И. Вавилова (ООО «ВНИСИ») при поддержке отраслевой консалтинговой компании «Лайтинг Бизнес Консалтинг» подготовил аналитический отчет о влиянии освещения дорог на безопасность дорожного движения. В России только за 2015 год количество ДТП составило 184 000, при этом большое количество ДТП случается в темное время суток. Многочисленные международные исследования показывают, что степень тяжести ДТП почти в три раза выше в ночное время и в сумерки на неосвещенных дорогах, чем на тех же дорогах в дневное время, и втрое сокращается при наличии дорожного освещения. Ухудшение условий видимости является основной причиной наездов на пешеходов и велосипедистов, причем количество таких ДТП превосходит даже число аналогичных аварий из-за состояния алкогольного опьянения. Сеть дорог в нашей стране довольно обширна. В то же время на 1 км дорог общего пользования в России установлено 4,2 светоточки. В таких странах как Норвегия, Великобритания и Голландия, где освещение дорог признано важным компонентом дорожной безопасности, показатели аварийности самые низкие в Европе. Например, в Голландии установлено 28 светоточек на 1 км дорог. При этом показатель смертности в ДТП на 1 млн автомобилей в Российской Федерации оказался наибольшим среди рассмотренных стран – 666,2 погибших (самый низкий уровень в Великобритании – 57,3). В среднем по Российской Федерации уровень освещенности муниципальных улиц составляет 68,4% (соотношение общей протяженности освещенных улиц к общей протяженности улиц). В федеральных округах европейской части России доля освещенных улиц выше (75–80%, а в отдельных городах 100%), в то время как в Сибирском и Дальневосточном Федеральных округах эта цифра менее 50%. Согласно данным российского ГИБДД, в темное время суток происходит почти 40% ДТП с более высоким удельным уровнем смертности, чем в дневное время. Анализ показывает зависимость между числом ДТП и интегральным коэффициентом освещенности (учитывает количество автомобилей, число погибших, общую протяженность дорог, протяженность освещенных участков дорог). Поэтому одним из способов снижения количества и степени тяжести ДТП в ночное время является оптимизация освещения. Установлено, что положительное влияние освещения на сокращение количества ДТП становится заметным, когда уровень яркости дорожного покрытия увеличивается в пределах от 0,5 кд/кв. м до 2,0 кд/кв. м. В Российской Федерации есть большой потенциал для снижения числа ДТП и числа погибших в них за счет увеличения количества освещенных дорог и качества освещения на них. Шаг 1. Изучаем нормативную базу За последние несколько лет российская нормативно-техническая база в области дорожного освещения была существенно модернизирована и гармонизирована с европейскими и мировыми аналогами. 2011 г. – обновлен обязательный к применению свод правил СП 52.13330.2011 (раздел, посвященный освещению улично-дорожной сети городов и сельских населенных пунктов) 2013 г. – введен ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» (более детально изложены требования к освещению проезжей части улиц и дорог, площадей, транспортных развязок и пешеходных пространств) 2015 г. – технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» (минимальный набор требований по искусственному стационарному освещению автомобильных дорог общего пользования) межгосударственный стандарт ГОСТ 33176-2014 (технические требования к обустройству автомобильных дорог общего пользования искусственным освещением) предварительный национальный стандарт ПНСТ 27-2015 (нормы и методы расчета дорожного освещения) предварительный стандарт ПНСТ 28-2015 (требования к архитектурному и функционально-декоративному освещению объектов придорожного сервиса) Основным нормируемым параметром освещения является средняя яркость дорожного покрытия и равномерность ее распределения, и лишь при несоответствии характеристик дорожного полотна требуемым для измерения яркости применяется нормирование по средней освещенности. Вне населенных пунктов также нормируется средняя яркость дорожного покрытия, а также общая и продольная равномерности яркости дорожного покрытия. Также должно быть обеспечено выполнение нормируемых параметров освещенности (средней освещенности на дорожном покрытии и равномерности освещенности). Прописаны в документах особенности нормирования дорог с нестандартной геометрией, дорог, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России и т.д. Отдельно стоит изучить нормы по пешеходным переходам и также оценить их выполнение. Общей практикой, к сожалению, является необустроенность и недостаточная освещенность пешеходных переходов, что ведет к неготовности водителя встретить их на дороге. Отдельную проблему представляет не проводящийся на регулярной основе пересмотр категорийности улиц, и с этого необходимо начать в муниципалитете, прежде чему реализовывать проект модернизации освещения. Когда-то бывшие дворовые проезды становятся улицами и городскими магистралями, но категория, позволяющая требовать повышения качества освещения и яркости, часто остается устаревшей. Неадекватная реалиям категорийность улиц не позволит сделать расчеты необходимой освещенности при реализации проекта, а это риск не добиться необходимого результата, даже несмотря на потраченные время и средства. Шаг 2. Проверяем светильники Несколько советов заказчикам и покупателям светотехнического оборудования, как обеспечить выбор добросовестного поставщика и качество приобретаемой продукции, дал Евгений Долин, Генеральный директор – член Правления Ассоциации Производителей Светодиодов и Систем на их основе (АПСС). Задайте вопрос поставщику, может ли он предоставить документ на продукцию, подписанный руководителем компании-изготовителя, подтверждающий заявляемые продавцом потребительские свойства (ТУ изготовителя). Попросите сертификаты ЕАС на электромагнитную совместимость и электробезопасность. Проверьте, что вам предлагают именно то изделие, на которое выданы сертификаты и представлены Технические условия. Отличия в одном знаке или букве уже требуют внимательного изучения ТУ. Если это действительно то изделие, необходимо попросить заверенные копии или оригиналы протоколов испытаний на представленный сертификат. В 90% случаев, к сожалению, поставщик затрудняется представить такие протоколы, и это повод, увы, с этим поставщиком расстаться. Если предыдущий уровень пройден, и протоколы представлены, пора поинтересоваться, где производятся эти светильники, можно ли посмотреть это производство (вопрос вполне закономерный для таких крупных заказчиков как, например, муниципалитет). Добросовестный поставщик будет рад отвезти заказчика на производство. А если это не отечественное производство, то официальный дистрибьютор представит видеоролики и другие материалы и обязательно – договор о дистрибуции. Если есть желание или требование покупать отечественное, можно запросить документ, подтверждающий статус российского происхождения продукции (присваивается Минпромторгом России в соответствии с постановлением Правительства РФ № 719). Шаг 3. Собираем проект В условиях недостатка бюджетных средств многие муниципалитеты России ищут варианты модернизации уличного и дорожного освещения. Одним из них является энергосервисный контракт. Особенность этого инвестиционного инструмента заключается в том, что основные риски несет Исполнитель – он выступает инвестором, производит замену светильников или установку дополнительных, а расчеты с ним Заказчик производит только по факту достигнутой экономии потребления электроэнергии, поскольку современные светодиодные светильники в несколько раз эффективнее традиционно используемых. Практика энергосервиса все активнее применяется в российских регионах и городах. Несмотря на определенные сохраняющиеся сложности, с каждым годом все большее количество муниципалитетов пользуются преимуществами этого механизма. Рекомендациями по организации на местах работы для успешного применения энергосервисных контрактов делится эксперт-практик Павел Карастелин: «Подобные проекты должны реализовываться через механизм муниципальных закупок, что регулируется федеральным законом № 44-ФЗ. При этом существенное значение для размещения закупки и успеха всего проекта имеет, прежде всего: компетенция уполномоченного органа исполнительной власти региона, ответственного за подготовку и реализацию энергосервисных проектов; мотивация ответственных в органах местного самоуправления, выбор на этапе подготовки проекта «правильной» энергосервисной компании, взаимодействие с которой позволит, как минимум, подготовить грамотное техническое задание и потенциально достижимые условия контракта. Начальный этап работы по энергосервису практически везде одинаков: потенциальный инвестор презентует проект технического решения лицам, принимающим решения; потенциальный заказчик предоставляет необходимую (достаточную) информацию об установленном на объекте оборудовании (либо заполняет согласованные опросные листы (не сильно обременительные в части подготовки информации); затем потенциальный инвестор проводит обследование объекта с выездом на место (очень показательный момент с точки зрения компетенции потенциального инвестора); готовит проект конкурсной документации; согласовывает с лицами, принимающими решение существенные условия и проект контракта. И здесь, как показывает практика, важно не терять контроль за процессом и обеспечивать постоянное движение, а также коммуникацию между инвестором и сотрудниками на местах, занимающимися проектом. Из опыта, оптимальный вариант – жесткий контроль первого лица за сроками подготовки закупки. Сложившееся у многих уважаемых, но все же сторонних участников мнение о повсеместной отрицательной практике энергосервисных проектов в наружном освещении не должно стать причиной однозначного отказа от этого уникального инструмента. Нужно просто учесть имеющийся опыт (и отрицательный здесь наиболее ценен), включить голову (это потенциальным заказчикам), а иногда и умерить личные мотивации». Шаг 4. Учимся на примерах Один из проектов, признанный удачным как со стороны заказчика, в том числе самих жителей, так и профессионального светотехнического сообщества, это модернизация уличного освещения в городе Владимире. Он реализуется именно на базе энергосервисного контракта. Срок действия контракта – 9 лет, на протяжении этого срока 1% экономии ежемесячно остается в распоряжении Заказчика, после окончания срока всей экономией будет пользоваться заказчик. Было модернизировано освещение 296 улиц – заменены 13 647 светильников с лампами ДНаТ на светодиодные отечественного производства, компании «Световые технологии». Плановая экономия электроэнергии – не менее 58%, фактическая экономия за уже прошедший период – в среднем, 63–65%. Совокупная экономия за срок действия контракта ожидается в размере более 45 млн кВт*ч, экономия на платежах за электроэнергию, расчетно, составит более 226 млн рублей. Срок окупаемости проекта без учета роста тарифа – 9 лет. C учетом субсидирования – 5,92 лет. Для контроля работы новой системы, сбора данных о потреблении электроэнергии, регулирования режимов были установлены системы АСКУЭ и АСУНО. Среднее увеличение освещенности составило 20–22%. Изменился главный показатель качества света – индекс цветопередачи (с 20 до 70). Параметры освещенности проверялись комиссией в составе представителей ГИБДД, Управления ЖКХ администрации города, областного Фонда энергосбережения и энергоэффективности. Отдельная комиссионная проверка была проведена аккредитованной лабораторией. Все значения соответствуют нормативам и превышают значения ГОСТ и СП. Алексей Аникин, генеральный директор компании «Световые Технологии ЭСКО», исполнителя проекта: «Информация о характеристиках городских улиц и дорог практически отсутствовала. Создать картину по номиналу используемых натриевых ламп не представлялось возможным, т.к. доминировали лампы ДНаТ мощностью 70–100 Вт, не всегда выполнявшие норматив по освещенности проезжих частей города. Мы не просто заменили светильники, а сделали расчеты освещенности в зависимости от категорийности дорог для исполнения норм освещенности согласно ГОСТ 55706-2013 и СП 52.13330-2011». Шаг 5. Премия «Золотой Фотон» В определенном смысле этот шаг помогает проще пройти несколько предыдущих в части обеспечения качества светильников и добросовестности подрядчика, потому что в светотехническом сообществе появился собственный фильтр. В 2017 году впервые была учреждена Евразийская светотехническая премия «Золотой Фотон», призванная, определив лучшие компании светотехнической отрасли и их инновационные и энергоэффективные продукты по ряду номинаций, дать конечным заказчикам ориентиры при выборе, показать возможности максимального удовлетворения их потребностей и высоких стандартов качества продукции. Лауреатство или победа в Премии – это своеобразный знак качества, который поможет потребителям на местах определиться и выбрать добротную светотехническую продукцию. Премия получила поддержку Министерства энергетики и Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации, Евразийской экономической комиссии. «На сегодняшний день на рынке присутствуют несколько тысяч производителей светотехнической продукции, и у каждого из них свой уровень качества. У конечного потребителя нет правильного инструмента, чтобы выбрать высококачественный и технически совершенный продукт. Премия «Золотой Фотон» – как раз и есть этот инструмент, который гарантирует качество и дифференцирует производителей. Для органов исполнительной власти и государственных заказчиков Премия может стать гарантией соответствия заявленным характеристикам, став решающим фактором в выборе поставщика при осуществлении государственных и муниципальных закупок», – отмечает Владимир Габриелян, Президент компании «Лайтинг Бизнес Консалтинг», учредителя Премии. В настоящее время закончен прием заявок. За победу борются почти четыре десятка компаний, в том числе признанные лидеры отрасли. Среди номинаций – «Светильник уличный консольный для наружного освещения», «Энергосервисный контракт», «Улично-дорожное освещение», «Энергосервисная компания». Все номинированные продукты проходят проверку в аккредитованных лабораториях на соответствие заявленным параметрам качества. Информация о лауреатах премии – компаниях и продуктах – будет опубликована в СМИ, а также всегда доступна на сайте Премии, так что специалисты на местах смогут ознакомиться с лучшими примерами продукции и проектов и сделать выводы. Надеемся, в российских городах будет все больше успешных проектов, а в результате – освещенных и безопасных дорог.

Источник: http://no-e.ru/news/info.php?ID=18144
Портал НОЭ

Интеллектуальная энергетика - будущее для российской отрасли

on Четверг, 26 Апрель 2018.

16 апреля 2018 году в ЦВК «Экспоцентр» международная выставка «ЭЛЕКТРО-2018» стартовала с конференции «Интеллектуальная энергетика будущего: новый взгляд на технологии, меняющие мир». Организаторами мероприятия стали: Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ, АО «Экспоцентр» и АНО «Национальный нефтегазовый форум». После приветственного слова заместителя генерального директора АО «Экспоцентр» Михаила Толкачева, модератор конференции – вице-президент по энергетике «ОПОРЫ РОССИИ» Михаил Колесников задал активный тон живой дискуссии, которую начал директор Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго России Евгений Грабчак. Евгений Петрович представил главный тезис всей конференции – цифровая энергетика. Это новый виток в развитии отечественной отрасли. Так как около 60% мощностей в России требуют модернизации, новая модель архитектуры в данном направлении даст новый рывок без больших вложений. Среди спикеров конференции были генеральный директор Института энергетической стратегии Виталий Бушуев, генеральный директор НП «Распределенная энергетика» Ольга Новоселова, руководитель направления «Электроэнергетика» Энергетического центра Московской школы управления СКОЛКОВО Алексей Хохлов, руководитель компании «СТРИЖ» Андрей Никулин, директор по электроэнергетике VYGON Consulting Алексей Жихарев, а также руководитель практики по проектам в энергетике VEGAS LEX Евгений Родин. По словам Виталия Васильевича Бушуева сейчас формируется новый электрический мир, который уходит от «розеточной технологии» к сетевым аккумуляторам. Классическая структура в виде потребитель, генерация и сетевая инфраструктура также находится в активной стадии изменения. Ольга Алексеевна Новоселова отметила, что сегодня стирается граница между потребителем и генератором энергии, формируется единая система всех энергогенерирующих отраслей, поэтому уже сейчас необходимо переходить к новой технологической модели генерации. Бизнес-школа «СКОЛКОВО» в лице Алексея Хохлова представила свою модель трансформации энергетики. Это видение получило аббревиатуру «3Д», которая символизирует основные драйверы будущей отрасли. Это декарбонизация, децентрализация и диджитализация. Также Алексей отметил, что солнечная и ветряная энергетика в мире уже обгоняет классическую электрогенерацию. VYGON Consulting – независимый национальный отраслевой консультант по вопросам развития ТЭК России показал электрогенерирующую отрасль со стороны регуляторов и генераторов. Алексей Борисович Жихарев отметил, что существует разное понимание, что такое модернизация у этих двух субъектов процесса. Что прежде всего модернизация должна приносить новые качества в отрасль, а не просто замена старого оборудования на такое же, но новое. Сейчас Россия инвестирует всего 0,2% от всех мировых инвестиций в данную отрасль и этих средств недостаточно на развитие новых технологий. Презентации всех спикеров были встречены множеством вопросов от аудитории. Дискуссия была очень активной, и многие из-за ограниченности времени не смогли пообщаться с выступающими на волнующие их темы. Михаил Колесников предложил перенести обсуждение в формат записок или неформальное общение после конференции. Напомним, что международная выставка «Электро-2018» прошла с 16 по 19 апреля в павильонах №8 (залы 1 и 2) и «Форум» ЦВК «Эспоцентр».

Источник: http://no-e.ru/news/info.php?ID=18143
Портал НОЭ

Роснефть сэкономила 9,1 млрд рублей за счет реализации программы энергосбережения

on Четверг, 26 Апрель 2018.

Объем сэкономленных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) вырос на 7% по сравнению с 2016 годом. Таких показателей удалось достичь за счет включения в программу энергосбережения "мероприятий по оптимизации режима работы технологических объектов, внедрению современного оборудования, а также энергоэффективных технологий нефтедобычи и нефтепереработки, на которые пришлось около 95% экономии". В области нефтепереработки компанией была проведена автоматизация процессов горения, применены частотное регулирование насосных блоков и систем охлаждения. Кроме того, на ряде объектов теплообменное оборудование было заменено на более современные аналоги. В прошлом году "Роснефть" утвердила программу энергосбережения на 2018-2022 годы. За счет ее реализации планируется сэкономить ТЭР на общую сумму в 43 млрд рублей. План по повышению энергоэффективности включает мероприятия по внедрению систем контроля энергоэффективности технологических объектов и установок, повышению квалификации персонала, организации закупки оборудования с учетом установленных критериев. В рейтинге компании по эффективности системы энергоменеджмента предприятий первое место занял ООО "Новокуйбышевский завод масел и присадок"; второе - ООО "РН-Комсомольский НПЗ"; третье - АО "Новокуйбышевский НПЗ".

Источник: http://no-e.ru/news/info.php?ID=18142
Портал НОЭ

На строительство ветропарков на Ставрополье инвесторы направят 100 млрд рублей

on Четверг, 26 Апрель 2018.

Инвесторы планируют вложить в строительство ветропарков на территории Ставропольского края порядка 100 млрд рублей, сообщил на итоговой коллегии министр энергетики, промышленности и связи региона Виталий Хоценко. "Мы рассчитываем на размещение тремя крупнейшими отраслевыми компаниями ветропарков общей мощностью до 1 ГВт. <...> Объем инвестиций составит порядка 100 млрд рублей. Ведутся переговоры со всеми участниками рынка ветроэнергетики", - сказал он. Перспективные участки в регионе для ветропарков определили эксперты компаний "Энел Россия", "ВетроОГК" (дочерняя структура Росатома) и управляющей компании "Ветроэнергетика", которая управляет Фондом развития ветроэнергетики, учрежденным совместно компаниями "Фортум" и АО "Роснано". Соглашение о сотрудничестве с "ВетроОГК" власти края подписали на инвестиционном форуме в Сочи. "Аналогичные соглашения готовятся с "Фортум" и "Энел Россия" для подписания на форуме в Санкт-Петербурге", - пояснил Хоценко. Кроме того, в 2017 году на форуме в Сочи подписали соглашение с ООО "Солар Системс" о строительстве солнечных электростанций в селе Старомарьевском Шпаковского района мощностью 150 МВт. Проект находится в стадии подготовки, ввод части мощностей запланирован на 2019 год, отмечают в министерстве.

Источник: http://no-e.ru/news/info.php?ID=18141
Портал НОЭ

Принято постановление Правительства РФ от 21 апреля 2018 года № 486 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221"

on Среда, 25 Апрель 2018.

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2018 года № 486 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1221» (далее – Проект) принято в целях уточнения требований энергетической эффективности к объектам закупки для государственных и муниципальных нужд и приведения их в соответствие с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, создания механизма подтверждения значений показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности требованиям, установленным в документах по стандартизации.

В Проекте проведена корректировка перечня товаров, в отношении которых устанавливаются требования энергетической эффективности, при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом разрабатываемых в настоящее время национальных стандартов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Проект также направлен на установление первоочередных требований энергетической эффективности для работ по проектированию, строительству (реконструкции) многоквартирных домов, общественных и административных зданий, в том числе при выполнении работ по проектированию и строительству (реконструкции) многоквартирных домов, общественных и административных зданий «под ключ». Выполнение данных требований будет способствовать реконструкции и вводу в эксплуатацию многоквартирных домов с классом энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов, общественных и административных зданий - с величиной удельного годового расхода энергетических ресурсов, соответствующей аналогичной величине для многоквартирных домов класса энергетической эффективности не ниже первых пяти наивысших классов. ПП от 21.04.18 №486 о внесении изменений в ПП 1221.pdf

Глава Минстроя допускает господдержку "умных" технологий в жилых домах.

on Среда, 25 Апрель 2018.

Глава Минстроя Михаил Мень допустил субсидирование внедрения "умных" технологий в жилых домах по аналогии с господдержкой энергоэффективного капитального ремонта. Об этом он сказал, отвечая на вопросы участников конференции "Smart сity: внешний периметр" во вторник. "Дом, подавший заявку на энергоэффективыный ремонт, может до 5 млн рублей получить субсидией от правительства. И мы можем что-то аналогичное предложить (для "умных" домов - прим. ТАСС)", - сказал министр. Субсидию на энергоэффективный капитальный ремонт государство выдает, если соответствующее решение принято на общедомовом собрании с участием управляющей компании, пояснил Мень. "Энергоэффективный ремонт дороже, но в перспективе снижает платежи. Хотя энергоэффективность и "умные" технологии тесно связаны", - подчеркнул глава Минстроя. Минстрой России ранее предложил привязать объем субсидирования регионов на благоустройству к использованию цифровых решений в сфере жилищно-коммунального хозяйства и городской среды, сообщал ТАСС. О проекте "Умный город" Проект Минстроя "Умный город" вошел в госпрограмму "Цифровая экономика", в рамках проекта министерство намерено систематизировать уже имеющееся IT-решения по формированию комфортной городской среды и разработать механизмы их внедрения на территории всей страны. Принципы создания "умного города" включают в себя управление транспортными и пешеходными потоками, "умное ЖКХ", качество управления городскими ресурсами, комфортную и безопасную среду и экономику сервиса. Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/ekonomika/5153862

Источник: http://no-e.ru/news/info.php?ID=18138
Портал НОЭ

Администрация Вытегры потратит на энергосбережение 17 млн рублей

on Среда, 25 Апрель 2018.

Администрация Вытегры объявила открытый конкурс по энергосбережению на 17 миллионов рублей. За эту сумму город планирует сэкономить на энергопотреблении около 12 миллионов за 6 лет. От исполнителя, согласно контракту, требуется провести комплекс мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов уличного освещения на территории города Вытегры. График выполнения работ установлен на 6 лет с момента вступления муниципального контракта в силу. Все работы должны быть проведены в течение 90 дней с даты заключения контракта. Согласно техническому заданию, в работы входит поставка уличных светодиоидных светильников, работы по замене существующих осветительных приборов на энергоэффективные (светодиодные), предоставление резерва осветительного оборудования, установка автоматизированной системы управления наружным освещением, подготовка и согласование схемы поопорного размещения светильников, передача схемы поопорного размещения светильников. Всегое исполнитель должен заменить 802 светильника. Из них в нерабочем состоянии сейчас находятся только 80. Сказано в контракте также и о начальном сроке достижения экономии энергоресурсов. Это один полный календарный месяц с момента завершения реализации работ. Конечный срок достижения минимального размера экономии энергетических ресурсов должен составить не более 6 лет с момента завершения мероприятий. Цена контракта определяется в виде процента от экономии расходов заказчика в денежном выражении на поставки энергетических ресурсов. Объем потребления энергетического ресурса до реализации энергоэффективных мероприятий определен по фактическим данным об объеме потребления энергетического ресурса базисного 2017 года, который составляет – 427 997 кВт*ч. «В результате выполнения данных энергосберегающих мероприятий исполнителем должна быть обеспечена экономия электрической энергии в натуральном выражении в размере не менее 1 797 587,4 кВт*ч за весь срок действия контракта», - сказано в документе. При этом на сайте госзакупок в декабре прошлого года было выложено три контракта, касающиеся уличного освещения Вытегры примерно на 3 миллиона рублей. Так, на эксплуатационное обслуживание уличного освещения в городе Вытегра в 2018 году ушел всего 1 млн рублей. В эту сумму вошли не только рациональное использование энергосресурсов, но и замена ламп.

Источник: http://no-e.ru/news/info.php?ID=18137
Портал НОЭ

Металлоинвест начал на Лебединском ГОКе процедуру сертификации системы энергетического менеджмента.

on Среда, 25 Апрель 2018.

Лебединский ГОК (входит в компанию "Металлоинвест") успешно прошёл диагностический аудит системы энергетического менеджмента на соответствие требованиям международного стандарта ISO 50001:2011 "Системы энергоменеджмента. Требования и руководство по их применению". Процедуру диагностического аудита системы энергетического менеджмента (СЭнМ), которая является первым этапом на пути к внедрению данного стандарта на предприятии, провели эксперты компании "Городской центр экспертиз — Энергетика". В рамках визита на Лебединский ГОК консультанты проанализировали всю необходимую документацию и подходы комбината к использованию и потреблению энергии. По итогам диагностики существующей СЭнМ Лебединского ГОКа эксперты отметили её сильные стороны. Высокой оценки удостоены: уровень профессионализма и компетентности специалистов электроэнергетических отделов и служб; существующая деятельность по энергосбережению; комплекс проектов и программ по вовлечению персонала в работу по энергосбережению и повышению энергоэффективности; применение современного энергоэффективного оборудования в соответствии с проектными решениями. Для усовершенствования деятельности предприятия в области энергоменеджмента и увеличения эффективности выполняемых работ эксперты внесли свои рекомендации в соответствии с требованиями ISO 50001. Процедура сертификации СЭнМ проводится на всех основных предприятиях компании "Металлоинвест". Так, система сертифицирована на соответствие стандарту ISO 50001 на Оскольском электрометаллургическом комбинате (г. Старый Оскол, Белгородская область). Диагностический аудит успешно проведен на Уральской Стали (г. Новотроицк, Оренбургская область) и Михайловском ГОКе (г. Железногорск). В Компании, кроме того, действуют международные стандарты менеджмента качества ISO 9001:2015, охраны здоровья и безопасности труда OHSAS 18001:2007 и системы экологического менеджмента ISO 14001:2015. Источник: http://www.advis.ru/php/view_news.php?id=5ACF156B-159C-CF44-B785-64C11560F858

Источник: http://no-e.ru/news/info.php?ID=18136
Портал НОЭ

В Мурманской области существуют перспективы для развития ВИЭ

on Среда, 25 Апрель 2018.

23 апреля в Мурманской областной Думе состоялось рабочее совещание по альтернативной энергетике и возобновляемым источникам энергии (ВИЭ) в структуре подзарядки средств электротранспорта. По словам заместителя губернатора Мурманской области Евгения Никоры, в Мурманской области существуют перспективы для развития ВИЭ. Они могут содействовать замещению топочного мазута и снижению мазутозависимости региона (перевод ряда котельных на юге области на торф), и электрификации и уходу от дизельного топлива в удаленных поселениях Терского района. А промышленные ветропарки дополнят энергобаланс на севере области. "Наш регион имеет очень высокий показатель ветроэнергетических возможностей. У нас много площадок, на которых ВИЭ позволит вырабатывать большое количество энергии, как для нужд конкретных поселений, так и в целом для энергетической системы региона. По оценкам, максимальный потенциал выработки электрической энергии за счет энергии ветра в Мурманской области составляет 360 млрд кВт в час, а сам регион входит в десятку субъектов РФ, перспективных с точки зрения развития ветроэнергетики", – рассказал он. В области также планируется строительство крупного ветропарка. В 2017 году правительством России был проведен тендер на строительство объектов ветрогенерации, и ПАО "Энел Россия" получила право на строительство двух объектов ветрогенерации. Установленная мощность ветропарка, который будет введен в эксплуатацию в декабре 2021 года в районе поселка Териберка Мурманской области – 201 МВт. Он будет состоять из 57 турбин высотой 84 метра, мощностью по 3,55 МВт каждая. "Мы помним, что в целом Мурманская область энергоизбыточна, но на севере избытка электроэнергии не наблюдается. Установленная мощность ветропарка в 201 МВТ, с учетом КПД установок, дает среднюю годовую мощность немногим более 70 МВт. Поэтому область легко потребит эти дополнительные мощности, именно на севере региона. Кроме того, ввод в эксплуатацию данного ветропарка позволит избежать выбросов около 240 тысяч тонн углекислого газа в атмосферу", – рассказал Никора. Несмотря на то, что в Мурманской области осуществляются и планируются к осуществлению ряд проектов ВИЭ, в регионе отсутствует соответствующая региональная законодательная база. Руководитель АНО "Беллона" (Мурманск) Андрей Золотков уверен, что Мурманской области необходим рамочный закон о ВИЭ. "У нас в регионе уже действует широкий спектр возобновляемых источников энергии. Рамочный закон устанавливал бы общие принципы регулирования, а дополнять его можно позднее, по мере необходимости. Такой закон мог бы позволить Думе в составлении планов мероприятий и их контроля. Процесс развития ВИЭ в мире идет настолько стремительно, что даже через год мы не можем быть уверены, что конкретно нам в области понадобится сделать для их поддержки". В подтверждении того, насколько стремительно развиваются ВИЭ, руководитель мурманской "Беллоны" привел данные международного энергетического агентства. Так, в конце 2017 года в мире мощность ветроэнегоустановок составляла уже 539 ГВт, мощность солнечных установок – более 400 ГВт, а мощность атомных станций – 409 ГВт. "Сейчас ситуация такова, что если речь идет о новых проектах ВИЭ, то разговор идет о мощностях в сотни МВт. Например, такая нефтегазовая страна как Саудовская Аравия заявила о планах по строительству мощностей солнечных станций в 200 ГВт. Это же невероятно огромная цифра, это как 200 АЭС по мощности". На сегодняшний день региональные законы о ВИЭ разработаны и действуют в Краснодарском Крае, Республике Саха Якутия и на Алтае. По словам Евгения Никоры, на сегодняшний день нет четкого ответа, нужен ли закон в ВИЭ в Мурманской области. "Сначала нужно определить цель корректировки регионального законодательства – чего мы планируем достичь. Кроме того, необходимо тщательно проработать опыт других регионов и понять, достигли ли они поставленных целей, или движутся ли к целям, ради которых внедряли региональные законодательные базы". Председатель комитета по экономической политике, энергетике и ЖКХ Максим Белов пообещал запросить субъекты Российской Федерации, у которых разработана законодательная база в области ВИЭ относительно их опыта и результатов. "Мое мнение: ВИЭ нужны нашему региону как дополнительная энергетическая альтернатива и важны для его дальнейшего развития. Мы проконсультируемся с другими субъектами и примем решение по данному вопросу", – отметил он.

Источник: http://no-e.ru/news/info.php?ID=18135
Портал НОЭ

Фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче пройдет в России с 1 по 23 сентября

on Вторник, 24 Апрель 2018.

В регионах России с 1 по 23 сентября пройдет фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче, посвященный вопросам развития энергетики и популяризации профессий ТЭК, говорится в сообщении пресс-службы министерства энергетики Российской Федерации. В ходе совещания у заместителя министра энергетики РФ Антона Инюцына были приняты решения о всероссийских мероприятиях по популяризации энергосбережения и повышения энергетической эффективности и о модернизации системы государственного управления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. «Решили: рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом концепции проведения фестиваля в 2018 году и лучших региональных практик утвердить план подготовки и проведения в регионе фестиваля, включая: проведения фестиваля в столице республики (краевом, областном центре) и районах в формате городского праздника в период с 1 по 23 сентября 2018 года», — говорится в сообщении. Властям регионов РФ также рекомендовали обеспечить участие субъектов страны в международном форуме «Российская энергетическая неделя». Кроме того, регионам рекомендовали сформировать оргкомитеты фестиваля. Информацию о составе и контактных лицах необходимо направить в Минэнерго России до 1 июня. Властям субъектов также рекомендовали провести работу по обеспечению участия студентов вузов в молодежном дне #ВместеЯрче Международного форума по энергоэффективности и развитию энергетики «Российская энергетическая неделя». «О модернизации системы госуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности решили: рекомендовать органам государственной власти субъектов РФ проработать вопрос о перераспределении сводных функций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности между органами государственной власти субъекта РФ с определением уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики субъекта РФ, осуществляющего реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области социально-экономического развития субъекта РФ», — добавляется в сообщении. Срок — 1 сентября 2018 года. Властям регионов рекомендовали обеспечить работу по реализации ключевых для повышения энергэффективности и развития энергетики субъектов РФ инвестиционных проектов в сферах модернизации, теплоснабжения, генерации электричества, газификации, расширения использования газомоторного топлива и возобновляемых источников энергии. Всероссийский фестиваль #ВместеЯрче проводится при поддержке Минэнерго РФ, Минобрнауки России. Росмолодежи, Российского движения школьников, Фонда содействия реформированию ЖКХ и открыт для участия органов власти и различных организаций. Фестиваль традиционно будет посвящен вопросам энергосбережения, однако значительное внимание будет также уделено вопросам развития энергетики популяризации профессий ТЭК. В этом году к #ВместеЯрче присоединится больше участников из других стран. Об этом сообщает Рамблер. Далее: https://news.rambler.ru/other/39612471/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_s...

Источник: http://no-e.ru/news/info.php?ID=18134
Портал НОЭ

Заказы на энергоаудит

Информация о заказах на энергетические обследования (энергоаудит), проектные, строительные работы, поставку товаров и иные услуги во всех регионах России.
Компаниям, не являющимся членами СРО НП "ЭнергоСтандарт" необходимо заполнить анкету.