Отраслевой день проекта Минстроя России «Умный город» состоится на выставках «Aquatherm Moscow» и «AIRVent»

on Вторник, 06 Февраль 2024.

Самые актуальные аспекты взаимодействия власти и бизнеса обсудят 8 и 9 февраля участники Отраслевого дня проекта Минстроя России «Умный город», который состоится в рамках деловой программы крупнейших отраслевых выставок «Aquatherm Moscow» и «AIRVent».

Участие в мероприятии примут с одной стороны – представители крупнейших заказчиков и поставщиков строительной отрасли, среди которых – АО «Мосинжпроект», ППК «Единый заказчик в сфере строительства», ГК «КОРТРОС», «VENTART», ГК «Гранель», с другой – представители власти федерального и регионального уровней – заместитель министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Константин Михайлик, заместитель губернатора Калужской области Дмитрий Разумовский, советник Губернатора Московской области Александр Самарин, заместитель директора проектной дирекции Минстроя России по направлению «Чистая вода» Татьяна Волкова и другие.

«Чем успешнее мы выстроим диалог между властью и бизнесом сегодня и на других подобных мероприятиях, тем успешнее продолжим воплощать в реальность совместные планы по улучшению городской среды и повышению уровня комфорта наших граждан в городах, домах и их квартирах. Мы готовы поделиться своими практиками, выслушать и перенять практики коллег», – отметила Татьяна Волкова.

Цель Отраслевого дня – не только обсуждение задач отрасли и механизмов более эффективного взаимодействия, но и популяризация и продвижение эффективных технологических, инженерных и цифровых решений, в реализации которых заинтересованы и крупнейшие заказчики рынка, и представители государства.

Для этих целей организаторами запланирована питч-сессия – революционный формат презентации проектов, в рамках которого экспертное жюри из спикеров Отраслевого дня и руководителей департаментов закупок, проектирования и цифровизации крупнейших строительных заказчиков и ресурсоснабжающих организаций выберет актуальные проекты, имеющие потенциал для развития и масштабирования на региональном и федеральном уровне.

Портал НОЭ

Проект «Умный город» обсудят на стратегической сессии на Региональном Дне Минстроя России

on Понедельник, 25 Декабрь 2023.

26-27 декабря в Доме Правительства Московской области пройдут Региональный День Минстроя России по развитию и цифровой трансформации городского хозяйства и Ежегодная конференция Министерства энергетики Московской области. Организаторы мероприятия – Правительство Московской области, Министерство энергетики Московской области, Центр компетенций «Умный город», ГКУ МО «Агентство по развитию коммунальной инфраструктуры», Союз «Мособлтеплоэнерго».

Деловая программа конференции включает пленарное и панельные заседания, круглые столы, выставочную экспозицию, награждение отличившихся работников энергетического комплекса Московской области, подписание соглашений и интеллектуальную битву. Гостями и спикерами форума выступят губернатор Московской области Андрей Воробьёв, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Константин Михайлик, заместитель министра энергетики Российской Федерации Эдуард Шереметцев, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Андрей Заренин.

Одним из главных мероприятий первого дня станет стратегическая сессия «Проект «Умный город» – драйвер отраслевой и муниципальной цифровой трансформации», модератором которой выступит заместитель руководителя рабочей группы Минстроя России по реализации проекта «Умный город» Анатолий Курманов.

Участникам сессии, среди которых первый заместитель Председателя Правительства Московской области Максим Фомин, министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области Надежда Куртяник, министр Правительства Московской области по государственному надзору в строительстве Артур Гарибян, руководитель Центра развития регионов Московской области Владимир Гепферт и другие первые лица региона. Предстоит обсудить Стандарт умного города, расчёт индексов муниципального и регионального уровня IQ, организацию работы муниципальных центров управления, первые шаги в освоении больших данных и искусственного интеллекта.

Спикеры также представят опыт Московской области в создании человекоцентричных отраслевых сервисов, в том числе региональную географическую информационную систему Московской области, ведомственную информационная систему мониторинга выдачи и исполнения технических условий, ЦУР-бизнес.

Подробная программа конференции, а также регистрация на участие доступны на сайте мероприятия: https://forumsmartcity.ru/mosreg2?utm_source=NOE

Портал НОЭ

Решением Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям НОЭ наделен полномочиями базовой организации Совета по профессиональным квалификациям в области энергоэффективности и ресурсосбережения

on Четверг, 07 Декабрь 2023.

06 декабря 2023 года на заседании Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (далее – Национальный совет) НОЭ наделили полномочиями базовой организации Совета по профессиональным квалификациям в области энергоэффективности и ресурсосбережения (далее Совет). Председателем Совета назначен Президент НОЭ Питерский Леонид Юрьевич.

Совет является органом управления, создаваемым на базе общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества.

В состав Совета вошли 27 представителей из различных организаций: Федерации Независимых Профсоюзов России, Правительства России, федеральных служб, федеральных государственных учреждений, Торгово-промышленной палаты, учебных вузов, научно-образовательных центров, общероссийских общественных движений, руководители ассоциаций, осуществляющих свою деятельность в области энергоэффективности и ресурсосбережения.

Совет в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, решениями Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и Положением о Совете.

Совет планирует заниматься следующими видами профессиональной деятельности:

1. Обеспечение энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных отраслях экономики, в организациях и бюджетных учреждениях
2. Обеспечение инженерной защиты окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности
3. Обеспечение ресурсосбережения в различных отраслях экономики и гражданской инфраструктуры
4. Обеспечение вовлечения вторичных ресурсов в производственные процессы с целью их повторного использования
5. Создания и внедрение наилучших доступных технологий ресурсосбережения и повышения ресурсной эффективности
6. Регулирование выбросов парниковых газов хозяйствующими субъектами
7. Мониторинг антропогенных факторов, оказывающих негативное влияние на климат
8. Разработка инженерно-технических и организационных мероприятий по адаптации к изменению климата и смягчению антропогенного воздействия на климат

Совет осуществляет следующие функции:

а) проведение не реже одного раза в 2 года мониторинга рынка труда, обеспечение его потребностей в квалификациях и профессиональном образовании;
б) разработка и актуализация профессиональных стандартов и квалификационных требований;
в) проведение экспертизы федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, примерных основных профессиональных образовательных программ и их проектов, оценка их соответствия профессиональным стандартам, подготовка предложений по совершенствованию указанных стандартов профессионального образования и образовательных программ;
г) организация профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ;
д) организация независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности по определенному виду профессиональной деятельности, включая:

- разработку проектов наименований квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым планируется проводить независимую оценку квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
- проведение отбора организаций для выполнения ими функций центров оценки квалификаций (далее - Центр), наделение их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и проверка сведений, представляемых данными организациями в ходе их отбора и наделения полномочиями;
- организацию разработки и утверждение оценочных средств по соответствующим квалификациям, которые применяются Центрами при проведении профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
- размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» порядка оценки квалификации экспертов Центра, которые планируют участвовать в проведении профессионального экзамена и организация оценки их квалификации;
- определение для каждого Центра наименования квалификаций, по которым будет проводиться независимая оценка квалификации;
- осуществление мониторинга и контроля деятельности Центров;
- принятие решений о прекращении полномочий Центров;
- проверку, обработку и признание результатов независимой оценки квалификации, принятие решений о выдаче свидетельств о квалификации Центром;
- проведение по решению Национального совета независимой оценки квалификации.
- создание и организация деятельности апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации;
- обеспечение размещения информации в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации.

Портал НОЭ

Классы энергоэффективности общественных и административных зданий как маркер и механизм повышения энергоэффективности

on Пятница, 17 Ноябрь 2023.

Чуть более семи лет назад была утверждена «дорожная карта» по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений (распоряжение Правительства РФ от 01.09.2016 г. № 1853-р), в разработке которой НОЭ принимало активное участие.

На момент утверждения данная «дорожная карта» была качественно проработана и охватывала чуть ли не все направления в части повышения энергоэффективности зданий, строений и сооружений.

В реализацию «дорожной карты» было принято пять постановлений Правительства РФ (07.03.2017 № 275, 25.04.2017 № 490, 20.05.2017 № 603, 08.09.2017 № 1081 и 21.04.2018 № 1221) и пять приказов Минстроя России (08.11.2016 № 783/пр, 09.12.2016 № 916/пр, 09.01.2017 № 8/пр, 19.01.2017 № 32/пр и 15.02.2017 № 98/пр).

Несмотря на то, что большая часть указанных нормативных актов на данный момент утратила силу в связи с реализуемым механизмом «регуляторной гильотины», указанную «дорожную карту» можно считать исполненной. Но можно ли ее считать «дорожную карту» исполненной, глядя на контрольные показатели, установленные разделом II «дорожной карты», период оценки которых заканчивается 2025 годом? Ведется ли Минстроем России статистика по данным показателям – вопрос!

Точно можно сказать одно:

Одним из контрольных показателей «дорожной карты» является «доля административных и общественных зданий наивысшего класса энергетической эффективности в общем числе вводимых в эксплуатацию административных и общественных зданий на территории Российской Федерации». При этом в настоящее время понятие класса энергоэффективности общественных и административных зданий в Федеральном законе от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» отсутствует, также как и отсутствует методика определения класса энергоэффективности для таких зданий.

Оценить эффективность реализации мероприятий «дорожной карты» по данному показателю невозможно!

Заместителем председателя Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству С.В.Разворотневой разработан проект федерального закона, предусматривающий введение понятия класса энергоэффективности зданий, строений и сооружений, а также дополнения перечня полномочий органов государственной власти в области энергоэффективности полномочием по установлению правил определения классов энергоэффективности в отношении зданий, строений и сооружений.

Введение данного маркера позволит осуществлять эффективный мониторинг реализации мероприятий по повышению энергоэффективности в отношении общественных и административных зданий, в первую очередь в бюджетном секторе, что будет способствовать своевременной корректировке действующих и выработке новых механизмов достижения показателей снижения энергоемкости.

Портал НОЭ

Президент НОЭ Питерский Леонид Юрьевич принял участие в парламентских слушаниях Комитета Государственной Думы по энергетике

on Пятница, 17 Ноябрь 2023.

13 ноября 2023 года в Малом зале Государственной Думы состоялись парламентские слушания Комитета Государственной Думы по энергетике на тему «Формирование топливно-энергетических балансов России и регионов: проблемы и пути решения».

Участники парламентских слушаний: представители федеральных органов исполнительной власти, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, представители энергетических и производственных предприятий, общественных, научных организаций и отраслевых институтов отметили, что надежное энергообеспечение –один из ключевых факторов планомерного социально-экономического развития страны, обеспечения ее энергетической безопасности и повышения качества жизни граждан. В этой связи вопрос формирования топливно-энергетического баланса имеет стратегически важное значение с точки зрения социально-экономического развития регионов, отраслей экономики и России в целом.

Топливно-энергетический баланс (далее – ТЭБ) представляет собой полный баланс (отчетный и прогнозный) добычи, переработки, транспорта, преобразования, распределения и конечного потребления всех видов топливно-энергетических ресурсов, включая конечную стадию их полезного использования потребителем на федеральном, региональном и отраслевом уровнях.

ТЭБ региона позволяет выявить перспективы использования и ограничения по обеспечению энергоресурсами, отраслевые особенности использования топлива, электроэнергии, теплоэнергии в экономике региона, а также определить экономические связи между регионами – производителями и потребителями топливно-энергетических ресурсов. Кроме того, в ТЭБ отражаются эффекты взаимозаменяемости и взаимодополняемости отдельных энергоносителей и систем энергообеспечения, экономическую и экологическую целесообразность использования разных видов энергоресурсов, эффекты от внедрения новых технологий, реализации программ повышения энергетической эффективности, роста загрузки производственных мощностей, реакции на изменение энерготарифов и налогов.

Согласно комплексной государственной программе Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» установлена цель – снижение энергоемкости ВВП на 35% в 2035 году по отношению к уровню 2019 года. При этом рост экономики Российской Федерации по разным оценкам может составить от 3% до 5% в год. Экономический рост является важным фактором динамики спроса на энергоресурсы с учетом достигаемой энергоэффективности их использования. При формировании прогнозных ТЭБ крайне необходимо учитывать этот аспект как на федеральном, так и на региональном и отраслевых уровнях.

Ключевая цель новой Климатической доктрины Российской Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации В.В. Путиным от 26.10.2023 № 812) – достижение углеродной нейтральности России до 2060 года. Реализация поставленной цели невозможна без выстраивания комплексной работы на федеральном, региональном и отраслевом уровнях: структурная перестройка экономики в пользу отраслей с высокой добавленной стоимостью и низкой энергоемкостью, обеспечение рационального использования первичных энергоресурсов при стратегическом планировании с учетом ТЭБ, развитие программ энергосбережения и энергоэффективности, нормативно-правовое их сопровождение, определение ответственных лиц и источников финансирования мероприятий.

В своих выступлениях участники парламентских слушаний отметили, что совершенствование системы управления ТЭК должно основываться на взаимозаменяемости и межтопливной конкуренции топлива и энергии при их потреблении для конкретной территории, на возможности замены одного вида топлива на другой, повышении эффективности использования всех видов первичных энергоресурсов и электроэнергии, стимулировании использования в регионах местных видов энергоресурсов и возобновляемых источников энергии. В условиях снижения экспорта, поиска драйверов внутреннего спроса на энергоресурсы, по мере реализации политики декарбонизации и энергоперехода, проведения газификации актуальность разработки ТЭБ страны и регионов будет нарастать, а без понимания структуры спроса на топливно-энергетические ресурсы и их поставок невозможно рациональное экономическое планирование ни на региональном уровне, ни в масштабах страны.

По итогам парламентских слушаний Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендовал:

Правительству Российской Федерации:

1. Рассмотреть возможность внесения изменений в действующие нормативные правовые акты Российской Федерации в части систематизации требований к порядку, периодичности и срокам составления фактических, прогнозных и целевых топливно-энергетических балансов на федеральном и региональном уровнях управления а также порядку использования целевых ТЭБ в текущем управлении.

2. Рассмотреть возможность внесения изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, обеспечивающих использование прогнозных и целевых топливно-энергетически балансов в единой системе стратегического планирования, а также в части гармонизации их составления с другими документами стратегического планирования.

3. Рассмотреть возможность внесения изменений в действующее законодательство в части введения обязательного согласования прогнозного топливно-энергетического баланса субъекта Российской Федерации с собственником ЕСГ и ЕОГ (РОГ) в регионе присутствия.

Министерству энергетики Российской Федерации:

1. Продолжить работу по совершенствованию Порядка формирования ТЭБ.

2. С целью повышения качества формирования прогнозных и целевых ТЭБ рассмотреть возможность совершенствования информационного и методологического обеспечения составления ТЭБ.

3. Рассмотреть возможность расширения перечня исходных данных и поставщиков информации для формирования прогнозных ТЭБ.

4. Новую редакцию Порядка составления ТЭБ апробировать в пилотных регионах.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1. Обеспечить ежегодную отчетность и анализ достижения показателей целевого топливно-энергетического баланса региона и его своевременную актуализацию.

2. Рекомендовать разработать и использовать информационные системы мониторинга достижения показателей целевого ТЭБ региона.

Комитету Государственной Думы по энергетике:

Внести в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающий включение топливно-энергетических балансов как составляющей части прогноза социально-экономического развития субъекта Российской Федерации в рамках системы стратегического планирования.

Портал НОЭ

Президент дал поручения по итогам Госсовета

on Пятница, 17 Ноябрь 2023.

Президент утвердил перечень поручений по итогам расширенного заседания Президиума Государственного Совета, состоявшегося 21 сентября 2023 года. Четыре из 33 поручений, данных Президентом по вопросу «О развитии рынка труда в Российской Федерации», касаются развития Национальной системы квалификаций

Владимир Путин поручил Правительству Российской Федерации разработать системы мониторинга и прогнозирования кадровых потребностей экономики в кадрах в региональном и отраслевом разрезе, предусмотрев поэтапную детализацию профессионально-квалификационного разреза. Ответственным за исполнение этого поручения назначен Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, срок исполнения – 25 декабря 2025 г. Доклад по поручению должен быть сделан до до 25 декабря 2023 г.

Кроме этого, поручение Пр-2192ГС, п.2а-1 предписывает закрепить проведение итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена на уровне федерального законодательства и наделить регионы полномочиями его проведения по единым правилам, установленным на федеральном уровне, а также признать данный экзамен в системе независимой оценки квалификации. Ответственным за исполнение этого поручения также назначен Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, срок исполнения – 1 июня 2024 г.

Поручение Пр-2192ГС, 2б предписывает обеспечить обновление и согласованность классификаторов сферы труда (Общероссийский классификатор занятий, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) и классификаторов сферы образования (Общероссийский классификатор специальностей по образованию, перечни профессий, специальностей и направлений подготовки). Ответственным за исполнение этого поручения назначен Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. Срок – 25 декабря 2025 г., с промежуточным докладом – до 15 декабря 2023 г., далее – один раз в полгода.

Согласно поручению Пр-2192ГС, п.2в, к 25 декабря 2025 года с промежуточным докладом – до 1 июля 2024 г., необходимо обеспечить обновление профессиональных стандартов, предусмотрев гибкую систему, включающую оперативную конкретизацию квалификационных характеристик по отраслям и видам профессиональной деятельности, на основе унификации процесса разработки профессиональных стандартов с применением современных цифровых методов и оптимизации количества профессиональных стандартов. Ответственным за исполнение этого поручения назначен Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.

Источник: Kremlin.ru

Портал НОЭ

На площадке НОЭ состоялась рабочая встреча представителей технических комитетов по стандартизации ТК 039 и ТК 393

on Четверг, 09 Ноябрь 2023.

01 ноября 2023 года состоялась рабочая встреча представителей организаций-членов ТК 039 «Энергосбережение, энергетическая эффективность, энергоменеджмент» и ТК 393 «Услуги (работы) в сфере жилищно-коммунального хозяйства и формирования комфортной городской среды». На встрече присутствовали председатель ТК 039 Питерский Л.Ю. и ответственный секретарь ТК 039 Полякова Е.А. В ходе встречи обсуждались проекты национальных стандартов ГОСТ Р «Автоматизация систем учета и управления энергоресурсами в многоквартирных домах» (шифр темы 1.9.393-1.044.23) и ГОСТ Р «Повышение энергосбережения и энергетической эффективности в многоквартирных домах» (шифр темы 1.9.393-1.045.23), разрабатываемых в рамках ТК 393. Участниками встречи были обсуждены концептуальные вопросы установления нормативных требований по указанным темам. Было принято решение о проведении дальнейшей совместной работы по подготовке проектов указанных стандартов.

Портал НОЭ

Президент России Владимир Путин подписал указ об утверждении новой климатической доктрины Российской Федерации

on Четверг, 09 Ноябрь 2023.

Основными задачами климатической политики являются:

а) развитие информационной и научной основы климатической политики, включая усиление научно-технического и технологического потенциала Российской Федерации, для обеспечения полноты и достоверности информации о состоянии климата, антропогенном и ином воздействии на климат, его происходящем и будущем изменении и последствиях такого изменения;

б) разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по адаптации;

в) разработка и реализация оперативных и долгосрочных мер по смягчению антропогенного воздействия на климат, в том числе создание регуляторных и экономических механизмов для реализации мер по сокращению и предотвращению выбросов парниковых газов в рамках международных обязательств Российской Федерации, а также по увеличению поглощения таких газов;

г) разработка комплекса мероприятий, которые обеспечивают сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения (климатических проектов) и могут быть реализованы в Российской Федерации, других государствах и регионах мира;

д) развитие взаимовыгодного сотрудничества по вопросам, связанным с изменением климата и со смежными проблемами, на двусторонней и многосторонней основе.

С текстом Доктрины можно познакомиться тут

Портал НОЭ

Россия обсуждает сотрудничество с Китаем и другими дружественными странами в области климата

on Четверг, 09 Ноябрь 2023.

Вопросы развития торговли углеродными единицами от климатических проектов включены в повестку межправительственных комиссий с Китаем и другими дружественными странами. Кроме того, страны активно обсуждают реализацию совместных проектов по сокращению углеродного следа. Об этом директор департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития Ирина Петрунина заявила на Глобальном экономическом форуме Ecumene-2023.

Она отметила, что китайские партнеры активно проявляют интерес к Сахалинскому эксперименту, который был запущен в сентябре прошлого года. При этом в самом Китае уже несколько лет активно внедряются региональные программы регулирования выбросов.

По словам Петруниной, международное сотрудничество, которое предлагает Россия, заключается не только в обращении углеродных единиц: «Мы готовы предложить услуги по созданию реестра углеродных единиц другим странам, для которых разработка и поддержание индивидуального реестра затруднительны с экономической или технической точки зрения», – отметила она.

Сейчас Минэкономразвития России работает над тем, чтобы обеспечить доступ иностранцев в свой реестр углеродных единиц, где уже зарегистрировано более 84 тысяч таких единиц. Открывать счет в реестре и осуществлять сделки иностранные компании смогут через международные системы электронного документооборота. Это позволит привлечь на отечественный рынок иностранных инвесторов, которые в том числе смогут покупать российские углеродные единицы для зачета у себя в стране.

При этом Ирина Петрунина отметила, что сейчас готовятся поправки в Налоговый кодекс, которые освободят стоимость услуг оператора углеродных единиц от НДС, что будет способствовать снижению издержек исполнителей климатических проектов и иных участников рынка углеродных единиц.

Россия готова предложить иностранным партнерам и услуги верификаторов. На данный момент, по словам Петруниной, в стране уже работают 16 органов по валидации и верификации. При этом стандарты реализации климатических проектов основаны на международных стандартах ИСО, что открывает возможности для их признания на международном уровне. «Мы в целом нацелены на развитие международного взаимодействия по широкому спектру вопросов для предотвращения изменения климата и создания условий для устойчивого развития: от реализации климатических проектов до оказания верификационных услуг», – заключила она.

Портал НОЭ

НОЭ принял участие во всероссийской конференции в сфере закупок

on Четверг, 09 Ноябрь 2023.

С 19-20 октября 2023 года в Сочи прошла II Всероссийская конференция в сфере закупок «Контрактная система для бизнеса и государства», организованная Федеральной антимонопольной службой.

Спикерами мероприятия стали представители ФАС России, Минфина России, Минстроя России, Минпромторга России, НОЭ, НОПРИЗ, а также участие в работе конференции приняли другие представители органов власти, крупнейших заказчиков и поставщиков, операторов электронных торговых площадок.

Одной из основных тем конференции стала особенности закупок в сфере строительства.

По приглашению ФАС России на панельной сессии «Жизненный цикл строительных закупок» 20 октября выступил президент Национального объединения организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности Леонид Юрьевич Питерский с докладом о практике заключения государственных энергосервисных контрактов в регионах и о возможности развития данного направления.

Участники обсуждения - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Пётр Валерьевич Иванов, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Сергей Григорьевич Музыченко, генеральный директор ГКУ «Ространсмодернизация» Игорь Николаевич Гуров, Вице-президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков – Александр Петрович Вронец, модерировала сессию – начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольга Викторовна Горбачева – рассказали о нюансах проведения закупок в строительной отрасли, обсудили наиболее актуальные вопросы касающиеся, в том числе порядка подтверждения участниками закупок опыта выполнения работ на объектах капитального строительства и наметили векторы развития системы госзаказа для повышения результативности в проведении государственных закупок.

Портал НОЭ

Компании, разрабатывающие технологии производства, транспортировки и хранения водорода, получат господдержку

on Четверг, 09 Ноябрь 2023.

Компании, разрабатывающие технологии производства, транспортировки и хранения водорода, получат господдержку

Государство компенсирует научным организациям, предприятиям и компаниям до 70% затрат на разработку технологий производства, транспортировки и хранения водорода, которые затем будут использованы при реализации крупных проектов в области водородной энергетики.

Средства будут выделяться организациям, прошедшим конкурсный отбор Минэнерго. Они могут быть направлены на оплату труда сотрудников, непосредственно занятых в разработке новых технологий, материальные затраты, связанные с такими исследованиями, закупку сырья и материалов российского производства, создание опытных партий продукции.

Субсидия может предоставляться на срок до трех лет.

«Такая мера господдержки даст возможность простимулировать инновационную деятельность научных центров, предприятий и компаний, работающих в области водородной энергетики», – отметил вице-премьер Александр Новак.

В 2023–2024 годах на выплату субсидий в федеральном бюджете зарезервировано более 1,3 млрд рублей.

Портал НОЭ

В ЕС запретят продажу неэнергоэффективных домов с 2027 года

on Четверг, 09 Ноябрь 2023.

Европа продолжает мероприятия в рамках перехода на зеленую экономику. Очередной шаг – запрет оборота неэнергоэффективных зданий – на рынке недвижимости останутся только энергоэффективные дома.

На европейском рынке недвижимости останутся только энергоэффективные дома В июле 2021 года глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйн представила новую европейскую программу – «Зеленый курс» (Green Deal).

Она направлена на борьбу с глобальным потеплением, вызванным выбросами парниковых газов, и предполагает полную декарбонизацию (нулевые выбросы СО2) экономик ЕС к 2050 году. Программа охватывает различные сферы экономической деятельности:
– транспорт;
– промышленное производство; бытовые нужды;
– строительство и ЖКХ и прочее.

15 декабре 2021 года на сайте Еврокомиссии опубликован проект директивы, которая регулирует правила на европейском рынке недвижимости. Директива вводит жесткий запрет на продажу и аренду неэнергоэффективных домов с 2027 года. План носит поэтапный характер. Все дома должны соответствовать классу энергоэффективности:
– с 2027 г. – не ниже «E» (выводятся с рынка дома самых низких классов: F и G);
– с 2030 г. – не ниже «D»;
– с 2033 г. – не ниже «C»;
– с 2035 г. – не ниже «A» и «B».

Каждая страна Евросоюза самостоятельно определяет для себя необходимые нормы энергоэффективности домов, но они должны быть не ниже установленных в директиве ЕС.

При присвоении дому соответствующего класса энергоэффективности рассматривается наличие:
– современных обогревательных систем;
– энергоэффективных окон;
– возобновляемых источников энергии;
– энергоэффективных стройматериалов, из которых построен дом, и оцениваться их качество и прочее.

Оставшиеся 5 лет до вступления в силу новых европейских требований даются собственникам жилья на проведение энергоэффективного капремонта. В противном случае дома, не соответствующие установленным требованиям, невозможно будет продать или сдавать в аренду.

Комиссар по энергетике в ЕС Кадри Симсон отметила важность нововведения как ответ на рост цен на энергоносители. Большинство зданий в Европе являются неэнергоэффективными. Они потребляют около 40% всей энергии и выделяют 36% от общего объема парниковых газов. Около 85% эксплуатируемых зданий сохранятся к 2050 году. Часто люди с небольшими доходами живут в неэнергоэффективных домах и не имеют достаточных средств на оплату потребляемых энергоресурсов. Повышение энергоэффективности домов позволит снизит энергопотребление и уменьшить расходы на оплату его использования.

С 2027 года должно быть полностью запрещено использование в зданиях ископаемого топлива. Возобновляемые источники позволят снизить выбросы СО2 вплоть до нулевых значений к 2050 году, сдерживая процесс глобального потепления. Это позволит выполнить установки основной европейской зеленой программы GREEN DEAL.

Новые требования энергоэффективности домов в ЕС обрушат рынок недвижимости

Новые требования Евросоюза, несмотря на декларируемые благие намерения, в странах ЕС воспринимаются по-разному. Для более северных стран это не принесет существенных дополнительных издержек. В них, в силу климатических условий, современные энергоэффективные технологии уже массово используются в домах. Они помогают снизить затраты на обслуживание жилья. В южных странах ЕС новые требования ударят по рынкам недвижимости.

По предварительным подсчетам, около 5 миллионов домов в Италии к 2027 году подпадают под запрет продажи из-за их низкой энергоэффективности и неэкологичности.

В стране классы энергоэффективности присваиваются домам с 1991 года. В большинстве объявлений о продаже итальянской недвижимости фигурируют дома с самым низким классом «G». Таким образом, итальянскому рынку вторичной недвижимости может быть нанесен существенный урон. В стране не все согласны с единым европейским подходом к требованиям энергоэффективности. Жители Сицилии удивляются принудительному требованию установки в их домах счетчиков учета тепла, когда на острове весь год комфортно теплая температура.

Там больше уделяется внимание расходам, затраченным на охлаждение и кондиционирование воздуха. В итальянской Конфедерации собственников недвижимости (Confedilizia, Конфедилизия) заявили, что обязанность модернизации домов до нужных значений энергоэффективности не только очень дорога, но и неприемлема. Она сопровождается абсурдными требованиями, которые приведут к необоснованному росту цен на недвижимость и ее аренду, что повлечет за собой сужение рынка недвижимости. Недвижимость с низкой энергоэффективностью подвергнется девальвации.

Это приведет к серьезным социальным последствиям. Президент Конфедизилии, Джорджио Спазиани Теста, не стесняясь в выражениях, назвал новую директиву «разрушительным решением для сектора», которое «превратит в пепел» рынок итальянской недвижимости. «Перенос требований на национальный уровень по-разному влияет на разные страны, потому что рынки разные. Установление равных правил для всех – неверная концепция».

Итальянская программа Супербонус 110%

С июля 2020 года в Италии действует Супербонус 110%. Программа позволяет вернуть собственнику дома средства, потраченные на энергоэффективный ремонт, в размере 110% от вложенных инвестиций. Несмотря на очевидную выгоду, программой воспользовалось только 0,5% собственников недвижимости на общую сумму 9,6 млрд евро. Проблема в том, что ремонт владелец дома должен провести за свой счет, а потраченные деньги в течение 10 лет будут компенсироваться за счет налоговых возвратов. Большинство собственников жилья не имеют средств для модернизации своего неэнергоэффективного жилья. Условия программы больше подходят крупным строительным компаниям, которые имеют широкие кредитные линии в банках и необходимые для ремонта технику и оборудование. Но такой рынок ограничен, и все равно часть расходов ложится на плечи владельца дома.

Поэтому, если рассматривать эффективность правительственной программы Супербонус 110%, она явно не решает проблему.

Проблемы старых и исторических домов на пути повышения энергоэффективности

В странах Европы существует большое количество старых домов, которые миллионы граждан унаследовали в небольших городах. У владельцев нет средств, чтобы провести дорогостоящий энергоэффективный ремонт. Владельцы таких домов беспокоятся, что их жилье обесценится.

Rynek na Starym Mieście we Wrocławiu (Main Market Square in Old Town Wroclaw) Существует много домов, которые относятся к историческому наследию. Такие дома обладают низкими классами энергосбережения. Здесь существуют свои проблемы на пути повышения их энергоэффективности. Во-первых, есть определенные ограничения и даже запреты на внесение изменения в конструктив таких домов. Во-вторых, их ценность определяется за счет максимального сохранения первозданных элементов и систем дома. Модернизация таких домов может привести к потере первозданности. А это удар не только по их привлекательности с точки зрения покупки, но и с точки зрения туристического сектора.

К примеру, дома в Париже на Елисейских полях постройки начала XIX века имеют низкий класс энергоэффективности. При этом, это дорогая и престижная недвижимость, которая весьма востребована на рынке. Есть много подобной недвижимости, например, в Риме. Такие дома покупают известные политики, бизнесмены. У многих европейцев возникает вопрос: неужели эти дома будет запрещено продавать или сдавать в аренду? Или для влиятельных персон будут делаться исключения?

Что в итоге?

Многие эксперты в Европе уже говорят о том, что внедрение программы нулевой углеродности может привести к непредсказуемым последствиям для энергетического рынка ЕС и граждан Евросоюза. К «грязным» источникам энергии приписали энергию, вырабатываемую атомными электростанциями, а также использование природного газа как источника вырабатываемой энергии. Некоторые страны, например, Франция, которая сделала ставку на атомную энергетику, не согласны с такой постановкой вопроса. Чиновники ЕС уже пошли на попятную и пока причислили эти источники к зеленым. Тут же непримиримые приверженцы «зеленой» энергии заявили, что такое решение идет в разрез с идеей нулевой углеродности. Таким образом, в ЕС нет однозначного одобрения как программы Зеленый Курс, так и новой директивы по повышению энергоэффективности зданий.

Как запрет на продажу неэнергоэффективных домов отразится на оконном рынке Европы

Несмотря на критику, взятый курс на декарбонизацию в ЕС не может быть полноценно проведен без изменения энергетического баланса зданий. Для этого необходимо повышать энергоэффективность, заменять на возобновляемые источники энергии системы отопления и электроснабжения, основанные на природных источниках. По данным World Resources Institute, доля строительства и ЖКХ в выбросах CO2 в мире занимает 6%.

Основную долю теплопотерь в неэнергоэффективных домах занимают потери через окна – около 40%. Поэтому необходимое условие эффективного повышения энергосбережения зданий – замена окон на энергоэффективные. Сейчас наблюдается тенденция увеличения площади остекления на фасаде зданий, что делает эту тему еще более актуальной.

Требования директивы ЕС по повышению энергоэффективности домов положительным образом скажутся на европейском рынке современных энергосберегающих окон. Новые требования будут стимулировать замену окон с более узкими профильными системами на окна с широкими системами. В странах Центральной и особенно Северной Европы уже сейчас преобладают профильные системы с монтажной толщиной (глубиной) более 80 мм и 2-камерными стеклопакетами с теплосберегающими стеклами.

В целом в ЕС системы 70 мм и 80 мм занимают приблизительно равные доли с небольшим преимуществом систем 80 мм. Согласно требованиям директивы, К 2035 году в Европе должны полностью перейти на установку окон из 80 мм и толще. К этому времени необходимо будет заменить около 50% существующих оконных конструкций. Это большой объем, стимулирующий рост европейского рынка окон.

Энергоэффективность домов в России

4 ноябре 2020 года Президент России Владимир Путин подписал Указ №666 «О сокращении выбросов парниковых газов», в котором поставил задачу Правительству – утвердить стратегию долгосрочного развития страны с низким уровнем выбросов парниковых газов.

29 октября 2021 года Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал Распоряжение 3052-р об утверждении «Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года». В ней уделено большое внимание энергоэффективности зданий. Неэнергоэффективные дома будут постепенно выводиться из эксплуатации или реконструироваться до необходимых требований энергоэффетивности. Новые жилые, общественные и производственные здания будут строиться в соответствии с жесткими требованиями по энергоэффективности.

Они предусматривают:
– переход на энергоэффективные системы горячего снабжения и отопления;
– замену бытовых электроприборов и систем освещения на энергоэффективные, включая умное управление энергопотреблением;
– оснащение зданий оборудованием, использующим или производящим возобновляемую энергию;
– строительство зданий из отходов от сжигания твердого топлива и прочее.

Также 27 сентября 2021 года Премьер Мишустин подписал Постановление №1628, в котором утвердил «Правила установления требований энергоэффективности для зданий… и требования к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Постановление вступает силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года.

Установлены 9 классов энергоэффективности многоквартирных домов.

Россия также стремится двигаться в сторону зеленой экономики и повышения энергоэффективности домов. Однако «стартовые» позиции в этом вопросе находятся на более низком уровне – большая доля неэнергоэффективных домов и меньшие финансовые возможности у граждан. Поэтому меры в этой области не столь радикальные.

Европа принимает все более жесткие и кардинальные меры по переходу на «зеленую» энергетику, чтобы снизить зависимость от поставок энергоресурсов из России и других стран. Власти Евросоюза рассматривают этот шаг, как глобальный для собственной энергобезопасности и создания новых рабочих мест в энергетике. Это требует выделения колоссальных средств из бюджета ЕС и бьет по карманам граждан для соответствия недвижимости новых требованиям программы. Энергетическая «реформа» положительным образом отразится на росте рынка теплосберегающих окон и повысит энергосбережение недвижимости.

В России, несмотря на постепенное присвоение домам классов энергетической эффективности, оплата за используемое тепло в большинстве случаев взимается не за объем потребления, а по нормативу, даже, если в домах стоят счетчики учета потребления. Цены за тепло постоянно растут вне зависимости от энергоэффективности жилья. У населения нет мотивации к энергосбережению.

Постоянный рост стоимости ресурсов и новые глобальные «вызовы» по снижению углеродных выбросов, заставляют власти менять политику в этой сфере. Поэтому есть все основания полагать, что в России тоже со временем будут ужесточаться требования к энергоэффективности домов.

Портал НОЭ

Лучшие решения для «Умного города» обсудили на выставке света в Москве

on Понедельник, 02 Октябрь 2023.

19 сентября 2023 года в ЦВК «Экспоцентр» в рамках международной выставки Interlight Russia прошел Отраслевой день проекта Минстроя России «Умный город».

Мероприятие представило прекрасную возможность компаниям отрасли лучше познакомиться с главным проектом страны в сфере цифровизации городского хозяйства и презентовать свои лучшие решения.

Событие открыла презентация проекта «Умный город», были представлены впечатляющие итоги 5-летней истории развития проекта.

Деловая программа мероприятия включала следующие дискуссии:
⁃ Открытое заседание Комитета по вопросам городской среды;
⁃ Питч-сессию цифровых и инженерных решений по цифровизации городов;
⁃ Сессию «Умный свет в Умном городе» – лучшие практики взаимодействия бизнеса и государства.

В числе спикеров программы и членов жюри выступили:
⁃ Юлия Талалайкина – заместитель Директора Департамента стратегических проектов Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации;
⁃ Евгений Афанасенков – первый заместитель министра благоустройства Московской области;
⁃ Виктория Семенова – министр градостроительства и архитектуры Ханты-Мансийского автономного округа ЮГРА;
⁃ Ксения Большакова – зам. директора по работе с госсектором, VK;
⁃ Евгений Горбатов – генеральный директор ООО «Норэнс групп»;
⁃ Армен Сафарян – советник Президента АО «Ситроникс»;
⁃ Тимофей Лютомский - руководитель отдела цифрового строительства Pioneer;
⁃ Петр Егиазарян – главный архитектор Capital Group;
⁃ Иван Тягин – руководитель направления стратегического партнерства Эталон Тех (входит в структуру ГК Эталон Инвест);
⁃ Владимир Орлов – руководитель сметно-договорного отдела и закупок «Ikon Development» и др.

Модератором секций и членом экспертной группы выступил Анатолий Курманов – заместитель руководителя рабочей группы проекта «Умный город» Минстроя России.

Айдар Фаткуллин, директор ООО «РСК Групп», в своем докладе осветил проблемы отрасли и продемонстрировал надежные решения для освещения современных российских городов. Компания «РСК Групп» имеет богатый опыт разработки и реализации продуктов для девелоперских проектов и федеральной программы «Комфортная городская среда».

Дмитрий Шаров, генеральный директор ГК «Филанко» представил для «Умного города» комплексное решение от Platforma.ru. Проект представляет собой удобный и выгодный сервис по управлению и мониторингу световыми объектами, который обеспечит контроль, безопасность эксплуатации и является базовым с точки зрения повышения энегроэффективности объектов недвижимости.

В выступлении исполнительного директора ООО «АПЕКС-Центр» Алексея Голикова были затронуты вопросы концептуального развития системы освещения городской среды, тенденции развития «умного города» и «умного освещения», как современного тренда мегаполиса. Компания впечатлила участников демонстрацией реализованных проектов компании в рамках программы реконструкции и строительства транспортных объектов в Москве.

Семен Швецов, директор ООО «Арго-Центр», в рамках выступления «IoT-решения ГК «Арго» для Умных МКД, РСО и городов. Кейсы, интеграции и перспективы» представил готовые кейсы по интеллектуальному освещению. В частности, проекты с целью углубленной экономии и повышения безопасности дорожного движения, по беспроводному контролю протечек на тепловых сетях, а также представляющие собой оптимальные решения поквартирного учета ресурсов в МКД от проекта до эксплуатации.

Артем Воронов, светодизайнер и руководитель студии LightLab.online, член IES., раскрыл тему: «Как системный онлайн консалтинг по светодизайну и светотехнике может менять внешний вид города и привлекать туристов?».

Все выступающие и участники мероприятия получили обратную связь от экспертов и коллег. Многим проектам и компаниям поступили предложения, раскрывающие перспективы для масштабирования и развития.

Портал НОЭ

Заказы на энергоаудит

Информация о заказах на энергетические обследования (энергоаудит), проектные, строительные работы, поставку товаров и иные услуги во всех регионах России.
Компаниям, не являющимся членами СРО НП "ЭнергоСтандарт" необходимо заполнить анкету.