На карбоновом полигоне «ЭКОГРОЗНЫЙ» стартовали первые исследования

on Среда, 11 Август 2021.

В Грозненском государственном нефтяном техническом университете (ГГНТУ) им. академика М.Д. Миллионщикова приступили к проведению научных исследований на карбоновом полигоне «ЭКОГРОЗНЫЙ». Полигон университета входит в федеральную программу Минобрнауки России по карбоновым полигонам.

Экспедиционные исследования начаты на эталонных участках полигона Галанчож, Рошни-Чу и Ханкала. Ключевой исполнитель работ на полигоне – НТЦ «Геоинформационные системы», которым руководит профессор Ибрагим Керимов. Вместе с ним работают ведущие ученые, молодые научные сотрудники и аспиранты профильных кафедр Института нефти и газа ГГНТУ им. академика М.Д. Миллионщикова.

Первая научная экспедиция заняла десять дней и завершилась 30 июля. Группа ученых под руководством Ибрагима Керимова провела визуальное обследование участков, эксперты сделали ландшафтные исследования и собрали почвенные пробы для проведения химического анализа. Вместе с сотрудниками ГГНТУ на полигоне работали партнеры вуза из Института природных ресурсов Академии науки Чеченской Республики, Института географии РАН и из республиканского Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

«Перед вузом стоит научная задача по созданию и освоению карбонового полигона. Нам предстоит провести серьезную исследовательскую работу по измерению углеродного следа и за счет предлагаемых технологий обеспечить высокую секвестрацию углерода. Поэтому параллельно на двух фермах мы будем отрабатывать две технологии, направленные на поглощение углерода. На одном участке мы высадим шелковицу – быстрорастущее дерево-долгожитель (продолжительность жизни 300-500 лет) и будем изучать, насколько эффективно поглощает углерод крона шелковицы. На другом участке мы сделаем карбоновую ферму с бумажными деревьями – посадим бруссонетию, которая тоже легко адаптируется к сухостепным ландшафтам Алханчуртской долины и обладает высоким потенциалом на секвестрацию», – рассказывает Ибрагим Керимов. Сбор данных, проведённый на участках полигона – первый этап, который связан напрямую с посещением территории. Сейчас ученым предстоит перейти от проб к формулам: анализировать полученные данные, систематизировать, выстраивать математическую модель поглощения газов.

«Вуз активно привлекает к работе на полигоне молодых ученых и аспирантов. Для многих из них эта работа станет практической частью будущих кандидатских диссертаций», – отмечает проректор по научной работе ГГНТУ им. академика М.Д. Миллионщикова Магомед Сайдумов.

К слову, программа Минобрнауки России по созданию карбоновых полигонов и ферм привела к формированию новой научной терминологии. В научном сообществе в оборот вошли новые словосочетания: «карбоновая ферма» и «карбоновый полигон», их все больше в русскоязычных научных статьях.

Одним из инициаторов ввода в обращение новых терминов стал Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков. Именно после публичных выступлений главы ведомства и с отсылкой к его официальным речам термины включаются в научные публикации. Авторами статей с использованием словосочетания «карбоновый полигон» выступают эксперты области, молодые ученые, термин уже встречается в СМИ.

В качестве примеров такого употребления эксперт федерального Экспертного совета по карбоновым полигонам Министерства науки и высшего образования РФ Наталья Горбачева приводит статью «Глобальный климат и почвенный покров – последствия для землепользования России», опубликованную в Бюллетене Почвенного института им. В.В. Докучаева, публикацию «Зеленый поворот. Готова ли Россия заняться борьбой с изменением климата» Татьяны Митровой и ряд других научных статей.

Тот факт, что термин «карбоновые полигоны» вошел в широкий обиход употребления в научном обществе благодаря программе, начатой Министерством науки и высшего образования РФ, отмечает и заведующий лабораторией Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН Сергей Гулев.

«Гораздо важнее безотносительно терминологии, что благодаря Министерству в России началась программа, которая обеспечит регулярные измерения потоков климатически активных газов. Пока это несколько площадок, которые только начали планировать систему наблюдений, но в перспективе их количество будет увеличиваться и будут разработаны технологии, которые позволят интегрировать потоки парниковых газов, а также запасов углерода по всей территории России с высокой точностью. Это позволит осуществлять гораздо более достоверную инвентаризацию парниковых газов, что важно не только в научном, но и в политическом аспекте, поскольку достоверная информация в этой части определяет позиции России в переговорах с Европейским Союзом и другими странами по повестке трансграничных налогов. Другими словами, нам предстоит очень серьезная научная работа в ближайшие годы, я уверен, что в среде ученых должны появиться новые компетенции, связанные с прецизионными измерениями потоков парниковых газов, причем важно, чтобы эти компетенции появились в среде молодых ученых», — прокомментировал он.

Портал НОЭ

В Минэкономразвития России обсудили условия получения скидки на электромобили, собранные в России

on Понедельник, 09 Август 2021.

В Минэкономразвития России совместно с Минпромторгом РФ обсудили предложения по механизмам стимулирования спроса в рамках концепции развития электротранспорта в России.

Министр экономического развития России Максим Решетников совместно с заместителем министра промышленности и торговли Российской Федерации Александром Морозовым договорились об условиях получения скидки на электромобили.

Максимальный размер скидки для покупателей - 25 % (то есть 625 тыс. руб. от индикативной стоимости автомобиля в 2,5 млн руб).

Скидка будет предоставляться на электромобили, локализованные в России. Например, до конца 2023 года скидка будет распространяться на покупку электромобилей крупноузловой сборки, в том числе с использованием импортной аккумуляторной батареи.

При покупке электромобиля в период с 2024 по 2025 годы - скидка будет распространяться на электромобили мелкоузловой сборки (сварка, окраска кузова) или на электромобили с отечественной батареей.

При покупке электромобиля с 2026 по 2030 годы - скидка распространяется на электромобили при условии мелкоузловой сборки с обязательным наличием отечественной аккумуляторной батареи.

Ведётся дополнительная проработка вопроса развития направления по водородным топливным элементам, инфраструктуры для таких электромобилей и сопутствующих производств.

К 2024 году планируется ввести в эксплуатацию примерно 2,9 тысяч «быстрых» зарядных станций, а до 2030 года их число вырастет до 27 тысяч.

По оценкам рабочей группы, реализация концепции приведет к созданию к 2030 г. не менее 39 тысяч высокопроизводительных рабочих мест, привлечению порядка 600 млрд руб. частных инвестиций, а также дополнительному поступлению в бюджет более 200 млрд руб.

Портал НОЭ

В Минэкономразвития обсудили с бизнесом место России на рынке углеродных единиц

on Понедельник, 09 Август 2021.

3 августа 2021 года Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников провел второе заседание Экспертного совета по устойчивому развитию при Минэкономразвития России. Основным вопросом на повестке дня стала подготовка к 26-й Конференции Сторон РКИК ООН в Глазго и предложения бизнеса по статье 6 Парижского соглашения.

Состоялся предметный разговор, в рамках которого представители ведущих российских компаний и другие эксперты высказали свои позиции по правилам реализации статьи 6 Парижского соглашения, по которой Министерство формирует российские подходы. Своим видением поделились представители таких компаний как «Северсталь», НЛМК, «Металлоинвест», СИБУР Холдинг, «Газпромнефть», а также Российского совета промышленников и предпринимателей (РСПП).

Дискуссия развернулась вокруг конкретных параметров правил реализации статьи 6 Парижского соглашения, которые по сути определят контуры будущего трансграничного рынка углеродных единиц: использованию наследия Киотского протокола, методологий определения базовых линий для климатических проектов, применению различных метрик, допустимых отчислений.

«Наша позиция на климатических переговорах будет зависеть от того, как мы видим будущее место России на формирующемся глобальном углеродном рынке», – отметил Максим Решетников.

«Активное участие России в выработке правил реализации статьи 6 Парижского соглашения – необходимое условие для встраивания в глобальную климатическую повестку и эффективного участия в ней российского бизнеса. Механизмы статьи 6 в большой степени будут определять общий контур требований к мероприятиям по сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов как на международном, так и на национальном уровнях. Поэтому важно при формировании механизмов обеспечить учет особенностей российских проектов и возможность максимальной реализации имеющегося у нашей страны потенциала. Крупнейшие российские компании уделяют этим вопросам большое внимание,» - заявил ответственный секретарь Комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Сергей Твердохлеб.

«Климатическая повестка в мире - один из факторов, который окажет существенное воздействие на деятельность «Северстали». Мы очень серьезно подходим к этим вопросам и прилагаем максимум усилий для декарбонизации нашего бизнеса. Компания поставила цели по снижению углеродоемкости продукции на 3% к 2023 году и на 10% к 2030 году от уровня 2020 года. При этом важно, что эти цели обеспечены конкретными производственно-техническими мероприятиями.

"Северсталь" выступает за рост доступности низкоуглеродных технологий, и мы уверены, что достичь этого можно только за счёт развития международной нормативной базы и закрепления договорённостей через правовые документы, таких как Парижское соглашение, и, в частности, его статья номер 6,» - отметил директор по охране труда, промышленной безопасности и экологии АО «Северсталь Менеджмент» Альберт Лясковский.

Представители российского бизнеса в целом одобрили представленные для обсуждения подходы. Министр поблагодарил членов Совета и приглашенных участников за предоставленную экспертизу и за высокую оценку взаимодействия Минэкономразвития России с бизнесом.

В мае 2021 года был обновлен состав Экспертного совета по устойчивому развитию под председательством Министра Максима Решетникова – в него вошло более новых 20 российских и иностранных компаний и организаций. Таким образом, в настоящее время Совет включает почти 60 компаний и организаций из отраслей металлургии, атомной энергетики, химической промышленности, телекоммуникаций, банковского сектора, розничной торговли и др.

Совет создан в декабре 2020 года как площадка для регулярного взаимодействия Министерства с российским бизнесом по «устойчивой» повестке. Совместно с представителями компаний Министерство ведет работу по обсуждению социальных и экологических аспектов ведения бизнеса, а также вклада частного сектора в достижение Целей устойчивого развития ООН.

Портал НОЭ

5 августа состоялось очередное заседание Совета НОЭ

on Понедельник, 09 Август 2021.

5 августа 2021 года состоялось очередное заседание Совета НОЭ.

Открылось заседание с поздравления с Юбилеем члена НОЭ - генерального директора АО "НИИТеплоприбор" В.И. Пасканного и вручения ему заслуженной медали НОЭ.

Праздничное настроение также распространилось и на первый пункт повестки заседания, в рамках которого, после интересных докладов Забелина Сергея Владимировича - генерального директора Фонда поддержки и развития социально-значимых проектов в области электротранспорта и альтернативной энергетики «Альтэнит» об основных направлениях деятельности Фонда и Михеева Алексея Николаевича – генерального директора ООО «Конкордия» об ассортименте электротранспорта отечественного производства, о современном eглеродонейтральноориентированном подходе и уровне признания электрокаров Конкордии на уровне главы Государства, Фонд поддержки и развития социально-значимых проектов в области электротранспорта и альтернативной энергетики «Альтэнит» был единогласно принят в члены НОЭ.

Кроме того, в ходе заседания Президент НОЭ Л.Ю. Питерский доложил о ходе реализации постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2021 г. № 305 "Об утверждении Правил проведения актуализации перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, и критериев соответствия объекто и технологий объектам и технологиям высокой энергетической эффективности".

Также в рамках заседания было принято решение о создании комитета НОЭ по электротранспорту и сопутствующей инфраструктуре, председателем которого был избран Михеев Алексей Николаевич генерального директора ООО «Конкордия».

По завершению заседания были обозначены планы на ближайшее будущее, включающие организацию встреч в стиле "батл" с производителями приборов учета потребления энергоресурсов, а также организации круглых столов по направлению развития электротранспорта в России с участием новых членов НОЭ.

Портал НОЭ

Началось строительство крупнейшего в России завода по выпуску оборудования для солнечной энергетики

on Понедельник, 02 Август 2021.

В четверг, 29 июля, в индустриальном парке «Черняховск» на востоке Калининградской области началось строительство промышленного комплекса «ЭнКОР Групп».

Предприятие будет выпускать преимущественно на экспорт кремниевые пластины и ячейки объемом 1,3 ГВт и 1 ГВт в год соответственно. Объем инвестиций оценивается в 24,7 млрд рублей. После выхода на проектную мощность калининградский завод «ЭнКОР Групп» станет крупнейшим производителем оборудования для солнечной энергетики в Европе.

В торжественной церемонии старта проекта приняли участие заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Михаил Иванов, губернатор Калининградской области Антон Алиханов, предедатель совета директоров «ЭнКОР Групп» Игорь Шахрай.

В России за последние 6−7 шесть лет практически с нуля была создана эта новая отрасль промышленности. На сегодняшний день мы достигли годового объема производства в полтора гигаватта, если говорить про оборудование, которое используется для ветровой и солнечной генерации. Запуск площадки в Калининградской области позволит удвоить наши мощности в сфере солнечной энергетики, — отметил Михаил Иванов.

По словам Антона Алиханова, реализация такого высокотехнологичного проекта стала возможной благодаря решениям Президента России и федерального правительства по созданию в Калининградской области базовых условий для привлечения инвесторов. Прежде всего, это обновленные льготы калининградской ОЭЗ, резидентом которой стал и новый инвестпроект «Реам менеджмент».

Мы гордимся, тем что «ЭнКОР Групп» именно здесь начинает строительство двух новых заводов, которые составят важную часть национального проекта «Международная кооперация и экспорт». С учетом того «зеленого поворота», который мы происходит сейчас во всем мире, Калининградская область становится площадкой для реализации высокотехнологичных, экспортоориентированных проектов, — заявил губернатор.

С выходом на проектную мощность компания станет одним из крупнейших работодателей Калининградской области, обеспечив дополнительную занятость в восточных муниципалитетах. В рамках реализации проекта предусматривается создание более 750 новых рабочих мест с увеличением их количества до 1 150 к 2025 году.

Мы начали глубокую переработку сырья. <...> Мы будем растить здесь слитки и производить монокремниевые пластины в том числе. Для нас это диверсификация, усиление цепочек поставок и снижение зависимости от импорта, это рабочие места, налоги, улучшение социального климата, — заявил Игорь Шахрай.

Портал НОЭ

Минэнерго России: «Зеленая» повестка не отменяет необходимости использования надежной традиционной генерации»

on Понедельник, 02 Август 2021.

Трансформация российской энергосистемы должна быть продолжена с учетом глобальной повестки, при этом необходимо сохранить баланс между «зеленой» и традиционной генерацией для обеспечения надежного электроснабжения потребителей, сообщил заместитель Министра энергетики Российской Федерации Евгений Грабчак, выступая на онлайн-конференции бизнес-школы «Сколково» «Проблемы развития энергетики в России».

«Зелёная» повестка не отменяет необходимости использования надежной традиционной генерации. Пока практика показывает, что традиционная генерация необходима и эксперименты с малой генерацией, с возобновляемыми источниками энергии, со smart grid, они остаются пока экспериментами, и мы наверно пока не готовы существенно перестраивать энергосистему на этих принципах», – отметил замглавы Минэнерго.

При этом, по словам Евгения Грабчака, игнорировать глобальный «энергопереход» нельзя, нужно искать нестандартные решения, чтобы трансформировать энергосистему России с учетом как международных вызовов, связанных, например, с введением трансграничного углеродного налога в ЕС, так и внутренних, включающих необходимость удовлетворения растущего спроса на электроэнергию.

«Хотя энергоэффективность экономики и улучшается, но энергоемкость увеличивается с учетом большего потребления на единицу населения во всех регионах, в первую очередь, это и Китай, и Соединенные Штаты, и Европа. И Россия, конечно, здесь не исключение», - заключил заместитель Министра.

Портал НОЭ

Россия и ОАЭ договорились создать совместную рабочую группу по водородной энергетике

on Понедельник, 02 Август 2021.

Россия и ОАЭ в ходе совместных консультаций договорились о создании совместной рабочей группы по вопросам водородной энергетики, в рамках группы страны будут развивать двустороннее сотрудничество в области водорода. Первые российско-эмиратские консультации по вопросу сотрудничества в области водородной энергетики были проведены Павлом Сорокиным и заместителем министра энергетики и инфраструктуры ОАЭ Шариф Аль Олама, при участии Заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Михаила Иванова, в мероприятии также приняли участие представители бизнес-сообщества обеих стран.

И Российская Федерация, и ОАЭ обладают всеми возможностями для того, чтобы стать лидерами в предстоящей трансформации мирового энергетического рынка, водород будет играть решающую роль в обеспечении эффективного энергетического перехода с целью поддержания энергобаланса, отметил Павел Сорокин в ходе мероприятия.

В ходе прошедших консультаций стороны подтвердили обоюдную заинтересованность в наращивании взаимодействия в контексте водородной энергетики - для этого у обеих стран есть значительный энергетический потенциал, генерирующие мощности, географическая близость к потенциальным потребителям водорода, большой научный задел в сфере производства, транспортировки и хранения водорода, а также действующая транспортная инфраструктура.

Портал НОЭ

Европейское напряжение: как углеродный налог отразится на российском экспорте электроэнергии в ЕС

on Пятница, 30 Июль 2021.

Предложений Еврокомиссии по трансграничному углеродному регулированию (CBAM — Carbon Border Adjustment Mechanism) рынок ждал давно. Столь масштабные изменения неизбежно затронут всю российскую экономику, но первыми их воздействие ощутят на себе металлургические и электроэнергетические компании. Механизм налагает на европейских покупателей импортных металлов, удобрений, цемента и электроэнергии обязанность предоставлять в ЕС данные об углеродоемкости импортируемых товаров и покупать сертификаты, которые соответствуют выбросам парниковых газов, произведенным при создании этих товаров.

Электричество для Европы

На первый взгляд, включение электроэнергетики в механизм CBAM кажется не вполне логичным, поскольку импорт электроэнергии составляет в среднем лишь 1-2% от общего потребления в странах Евросоюза. Но дело в том, что доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в генерации будет расти, а электричество за счет ВИЭ вырабатывается неравномерно — в зависимости от природных условий. Для сглаживания перепадов странам ЕС потребуются дополнительные международные электросетевые связи, что приведет к увеличению импорта. Еврокомиссия хочет убедиться, что импортируемая электроэнергия будет не менее зеленой, чем европейская. Кроме того, генерирующие компании в Евросоюзе с 2013 года работают в более жестких (по сравнению с другими отраслями) условиях — полностью оплачивают квоты на выбросы парниковых газов. Европейский регулятор за счет CBAM хочет обеспечить выравнивание условий для конкуренции европейских компаний с иностранными. У российской электроэнергетики возникает новый вызов: по оценкам Центра энергетики Московской школы управления «Сколково», в доковидном 2019 году Россия экспортировала в страны ЕС около 13 млрд кВт-ч электроэнергии, речь идет о выручке в 50-55 млрд рублей ежегодно, — и теперь углеродоемкость электроэнергии становится таким же важным показателем, как и цена.

Зеленый коридор

Российским экспортерам придется учитывать объем выбросов парниковых газов (прежде всего углекислого газа) при производстве электроэнергии. Углеродоемкость зависит от объемов угля и природного газа, потраченных при производстве, она будет практически нулевой для АЭС, ГЭС, солнечных и ветряных электростанций. Но сложность в том, что заявленный показатель придется как-то обосновать — и для этого предложено три способа.

Самый простой вариант — использовать «среднюю температуру по больнице», то есть средний по России показатель углеродоемкости электроэнергии. По оценкам «ВТБ Капитал», в 2019 году он составил 422 г СО2/кВт-ч, по данным Минэкономразвития был ниже, но Еврокомиссия определит его самостоятельно, «на основе наиболее доступной информации». Для сравнения: в ЕС эта величина гораздо меньше (251 г СО2/кВт-ч) и будет снижаться по мере роста доли ВИЭ в энергобалансе.

Второй вариант предусмотрен для стран и регионов, по которым просто нет необходимой информации. В этом случае за основу будет принят средневзвешенный по ЕС показатель углеродоемкости электроэнергии из ископаемого топлива. Очевидно, что для России такой сценарий невыгоден, ведь 40% российской электроэнергии в 2020 году произвели АЭС и ГЭС. Поэтому очень важной становится открытость и прозрачность предоставленной в ЕС информации.

Третий вариант — самый сложный, он предполагает индивидуальную оценку углеродоемкости для конкретного поставщика при условии, что он удовлетворяет набору критериев, а также проходит ежемесячную верификацию данных. Среди этих критериев, например, гарантия физической возможности поставки электроэнергии от конкретной электростанции на рынок ЕС (что исключает, среди прочего, возможность формального использования слишком далеких от Европы сибирских ГЭС).

Что можно сделать

Как будет решать эту проблему монопольный экспортер российской электроэнергии — «Интер РАО»? Можно пойти по самому простому варианту и ограничиться средним по России показателем, но лучше использовать преимущества объединенной энергосистемы (ОЭС) Северо-Запада как более зеленой по сравнению с ЕЭС России (доля АЭС и ГЭС — 48% на фоне среднероссийских 40%, по данным за 2020 год). Но для этого нужно убедиться, что вся необходимая для расчетов информация открыта и доступна: если на сайте Eurostat и европейских энергокомпаний вы всегда можете найти актуальные данные об углеродоемкости электроэнергии, то аналогичные данные в России фрагментарны и зачастую противоречивы. Государственная система учета выбросов парниковых газов в России находится в стадии зарождения, ее поэтапное создание предусматривает новый федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов», который вступит в силу только в январе 2022 года.

Если получится наладить учет выбросов и его результаты будут прозрачны для ЕС, появится возможность выбирать источники электроэнергии для экспортной корзины и «озеленять» ее за счет новых проектов в солнечной, ветряной, атомной и гидроэнергетике в ОЭС Северо-Запада. При этом придется приготовиться к регулярному внешнему аудиту цепочки поставок.

И все же основной вызов заключается не в европейских процедурах, а в содержании российской энергетической политики. Декарбонизация (сокращение углеродного следа при производстве продукции. — Forbes) пока не зафиксирована в качестве приоритетов в официальных отраслевых документах. Модернизация существующих тепловых электростанций направлена на продление их жизни при минимальных издержках, а проекты в области ВИЭ реализуются без какой-либо связи с задачами декарбонизации. Углеродоемкость пока не входит в состав КPI российских чиновников и менеджеров, и велики риски, что со временем конкурентоспособность отечественной электроэнергии на европейском рынке будет только снижаться.

Что остается за кадром

Еще большая угроза касается не только электроэнергетики, но и всего российского экспорта в Евросоюз. После 2025 года Еврокомиссия может начать учитывать и косвенные выбросы, связанные с производством электрической и тепловой энергии, закупаемой российскими компаниями-экспортерами для своих нужд — это повлияет на поставки товаров из всех секторов. Логический итог: если российские поставщики электроэнергии будут признаны недостаточно зелеными, то и их потребители, в том числе металлургические и химические компании, могут потерять часть европейского рынка из-за большой углеродоемкости своих товаров. Основной вызов и задача для нашей страны состоит поэтому не столько в том, чтобы сделать зелеными экспортеров электроэнергии, а в том, чтобы провести комплексную декарбонизацию электроэнергетики в целом — чтобы, например, углеродный след старых угольных электростанций не стал приговором для экспортеров металлов и другого сырья. Учитывая инвестиционные циклы в электроэнергетике, 2025 год — это даже ближе, чем завтра.

Такая стратегия, судя по опыту того же Евросоюза, потребует последовательного применения политики кнута и пряника. Добровольных усилий самих энергокомпаний может оказаться недостаточно для сохранения конкурентоспособности на европейском рынке — как их самих, так и их потребителей в России. Но это — единственный путь для выстраивания новых торговых и климатических отношений с Евросоюзом, если мы хотим сохранить экспортные поставки в этот регион.

Портал НОЭ

Омские студенты во время летней практики повышают энергоэффективность систем теплоснабжения школ и детсадов города

on Пятница, 30 Июль 2021.

Студенты Омского государственного технического университета (ОмГТУ) во время летней практики работают над повышением энергоэффективности систем теплоснабжения в городских школах и детских садах, в помещениях которых зимой не везде выдерживался комфортный температурный режим. В рабочую группу по обследованию сетей включены 20 будущих теплоэнергетиков.

По мнению доцента кафедры «Теплоэнергетика» ОмГТУ Екатерины Слободиной, для студентов это отличная возможность на практике закрепить полученные в процессе обучения знания, проявить себя и внести свой вклад в развитие теплоснабжения Омска. Будущие специалисты могут определить виды работ, которые повысят эффективность систем отопления и приточно-вытяжной вентиляции, что позволит обеспечить качественный температурный режим в детских садах и школах. Результатом такого сотрудничества может стать рационально спланированная кампания по ремонту образовательных учреждений региона.

«Сейчас студенты проводят обследование 11 социально-значимых городских учреждений. Во время отопительного сезона продолжится работа, связанная с анализом работоспособности систем теплоснабжения с последующей разработкой рекомендаций для повышения эффективности отопительных систем», — сказала Екатерина Слободина.

На объектах практиканты совместно с преподавателями кафедры проводят общее описание проблемных ситуаций в системах теплопотребления, знакомятся с проектной и технической документацией, а также действующим оборудованием и состоянием зданий, формируют цели и задачи дальнейшего исследования.

«Это интересный и полезный опыт. Приятно осознавать, что твои разработки будут использованы в реально действующих системах теплоснабжения», — поделилась студентка ОмГТУ Вероника Самусенко.

Портал НОЭ

Олимпийский огонь в Токио впервые поддерживается «зеленым» водородом

on Пятница, 30 Июль 2021.

Столица Олимпиады – Токио - впервые продемонстрировала миру пример приближения низкоуглеродного будущего с использованием на главных спортивных играх планеты возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и «зеленого водорода», пишет сайт Ассоциации Развития Возобновляемой Энергетики (АРВЭ).

Национальная героиня Японии, вторая «ракетка» мира Наоми Осака зажгла олимпийский огонь на «зеленом» водороде, который производят с использованием возобновляемых источников энергии на заводе в префектуре Фукусима.

В предыдущих олимпийских играх пламя горело на пропане. В отличие от пропана, при сжигании «зеленого» водорода углекислый газ не выбрасывается в атмосферу.

Еще организаторы Лондонских игр 2012 года рекламировали планы создания низкоуглеродного факела, но не смогли вовремя получить результат и использовали смесь пропана и бутана.

Организаторы олимпийских игр в Бразилии свой вклад в низкоуглеродное будущее внесли тем, что заказали меньшую чашу для олимпийского огня для Рио в 2016 году, чтобы уменьшить количество выбросов в атмосферу вредных веществ.

Чаша в Токио спроектирована канадским архитектором Оки Сато. Его вдохновленный солнцем шар раскрывается, как лепестки цветка, которые, как говорят организаторы, «воплощают жизненную силу и надежду».

Как прокомментировал директор АРВЭ Алексей Жихарев, водородная энергетика будет активно развиваться уже в ближайшие годы: «Будущее безуглеродной энергетики ближе, чем кажется. То, что еще вчера казалось несбыточным по причине чрезмерной стоимости или иных технологических барьеров, сегодня воплощается в жизнь. Скорость внедрения технологий за последние годы возросла кратно. Примерами этого являются ВИЭ-генерация и электромобили. С водородной энергетикой все будет еще быстрее, в ближайшее 10 лет эта индустрия будет переживать настоящий бум».

Организаторы Олимпиады в Токио серьезно подошли к вопросам экологии и к завоеванию статуса «зеленой» столицы Олимпиады. Олимпийские медали полностью изготовлены из металла бывших в употреблении мобильных телефонов и мелкой бытовой техники, пьедесталы для награждения сделаны из переработанного пластика, в том числе из выловленного из моря мусора.

«Зеленым» водородом будет поддерживаться пламя на Токийском Национальном стадионе и еще один факел, который горит вдоль набережной Токийского залива на протяжении Олимпийских игр.

Портал НОЭ

«Газпром нефть» увеличила производство экологичного судового топлива

on Среда, 28 Июль 2021.

Московский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ, входит в «Газпром нефть») начал производство востребованного рынком судового топлива с высокими экологическими характеристиками. За счет пониженного содержания серы топливо будет применяться как на внутренних, так и на международных маршрутах морских перевозок.

Первую партию объемом 10 тыс. тонн оператор бункерного бизнеса — «Газпромнефть Марин Бункер» — отгрузил потребителям в порту Санкт-Петербурга. Планируется, что до конца 2021 года Московский НПЗ выпустит до 100 тыс. тонн гибридного судового топлива, которое производится по собственной рецептуре компании.

Производство и блендинг гибридного судового топлива с содержанием серы ниже 0,5% до настоящего момента осуществлялись на Омском НПЗ и топливных терминалах «Газпромнефть Марин Бункера» в Санкт-Петербурге и Новороссийске.

По итогам 2020 года «Газпром нефть» в 3,5 раза увеличила реализацию низкосернистых и ультранизкосернистых судовых топлив — до 1,1 млн. тонн, тем самым обеспечив свыше 20% потребности российского судоходного рынка.

Выпуск современного топлива стал результатом программы модернизации Московского НПЗ. Для производства нового топлива было смонтировано дополнительное контрольно-измерительное оборудование, осуществлен монтаж 400 метров трубопроводов.

Освоение производства нового гибридного топлива Московским НПЗ вслед за Омским НПЗ дает компании возможность оптимизировать логистику и расширить географию реализации, обеспечив таким образом российский рынок морских перевозок дополнительными объемами высококачественного отечественного продукта.

Портал НОЭ

В России наладили производство ключевых компонентов ветроустановок

on Среда, 28 Июль 2021.

Прошло чуть больше года с момента пуска первой ветроэлектростанции «Новавинда». Не так давно заработала четвертая: 1 июля Марченковская ВЭС в Ростовской области начала поставки на оптовый рынок энергии и мощности.

«Суммарно с начала проекта мы ввели 540 МВт ветроэнергетических мощностей. Строим еще три ветропарка общей мощностью 240 МВт, — ​рассказывает Андрей Нестерук, заместитель гендиректора „Новавинда“ по обеспечению жизненного цикла ветропарков. — ​Проделана огромная работа по ДПМ‑1 (договоры о предоставлении мощности, в рамках которых суммарно будет введено 1,2 ГВт), и мы уже готовимся к ДПМ‑2 (углубление локализации и экспорт оборудования и услуг). Рассматриваем ряд площадок, включая пять в Ростовской области, изучаем возможность экспорта комплектов, ведем переговоры со странами Юго-Восточной Азии, Среднего и Ближнего Востока».

Нарастить темп строительства ВЭС позволила организация серийного производства ключевых компонентов ветроустановок на базе «Атоммаша» в Волгодонске: генераторов, гондол, ступиц и оснований башен — ​120 комплектов в год. Но повышенный интерес к Ростовской области вызван не столько расположением производства компонентов ВЭУ, хотя и это важно, сколько ветровым потенциалом региона.

«Мы ожидаем очень высокий коэффициент использования установленной мощности на Марченковской ВЭС. Это большой плюс для эксплуатации, — ​продолжает Андрей Нестерук. — ​С начала строительства первых ВЭС мы набрали хорошую скорость, наработали базу технических решений. Не обошлось и без нюансов, они свойственны каждой площадке. Так, достаточно долго выполнялся монтаж установок, потому что постоянно дули мощные ветры. Зимой даже здесь, на юге, были сильные снегопады, пришлось убирать снег, чтобы продолжать работу».

Фактически «Новавинд» локализовал новую в стране технологию — ​ВЭУ на постоянных магнитах.

«Они работают в более широком диапазоне ветра и считаются более „тихоходными“, это прогрессивная технология. Все отечественные ВЭС, кроме наших, — ​на редукторных машинах. Вдобавок в России нет компаний, которые производят редуктор полностью сами, а нам нужна была максимальная локализация, — ​комментирует Григорий Тихий, директор департамента контрактации и качества „Новавинда“. — ​Когда мы проанализировали рынок, поняли, что большую часть компонентов для ветроустановок в России никто не делает. Нам предстояло создать цепочку надежных поставщиков, которые смогут изготавливать компоненты ВЭУ у нас в стране. Это было непросто, как и запустить уникальное производство ветроустановок в Волгодонске и найти квалифицированные кадры».

«Новавинд» отправил 50 человек изучать производство ветроустановок: теорию — ​в Голландии, практику — ​в Германии. Специалисты вернулись, начали работать и обучать других. «Еще мы сделали курс с элементами виртуальной реальности по производству генератора, гондолы, ступицы и проч. В обязательном порядке каждый новый сотрудник проходит курс, закрепляет знания на производстве под присмотром наставника. 16 смен — ​и допуск к самостоятельной работе», — ​рассказывает Григорий Тихий. На заводе работают более 270 человек.

В целом степень локализации производства оборудования, поставляемого с завода «Новавинда» и предприятий-­партнеров, уже достигла 68 %. Помимо российских поставщиков в проектах «Новавинда» участвуют производители из Европы, США, Великобритании, Китая, Индии, Японии.

Генератор с прямым приводом — ​один из основных компонентов ВЭУ, которые производят на заводе. Он преобразует механическую энергию вращения ветроколеса в электрическую. «Новавинд» адаптировал инновационную разработку голландского партнера Lagerwey, создав полноценное серийное производство ветроустановок.

«В составе генератора — ​порядка 150 тыс. листов ламинации из динамной стали с очень сложной и высокоточной геометрией, — ​говорит Григорий Тихий. — ​На старте мы выяснили, что делать такие листы в необходимом нам количестве отечественная промышленность не способна. Мы нашли в Италии компанию, которая на протяжении последних 60 лет занимается только листами ламинации. Она, кстати, один из партнеров Tesla и Volkswagen. Итальянцы заинтересовались проектом „Новавинда“ и решили войти в цепочку поставщиков. При нашей поддержке открыли в России производство, перевезли часть оборудования, спроектировали штампы, отработали с одним производителем стали технологию изготовления заготовки с требуемыми электротехническими свойствами, обучили персонал. Сегодня это предприятие уже исполняет заказы других клиентов, а поставщик стали обладает технологией производства проката с уникальными свойствами».

На производстве в Волгодонске установлена вакуумная камера VPI ​диаметром 6 м, высотой ​2,5 м. В ней компоненты генератора пропитывают электроизоляционной смолой. Для тестирования каждого изделия построены стенды. К примеру, главный подшипник на стенде вращают 72 часа без остановки. Именно на него приходится колоссальная нагрузка при эксплуатации ВЭУ. На других стендах проходят финальные тесты генератора: в течение 12 часов имитируются разные режимы работы. Характеристики изделий заносят в электронную базу данных, чтобы отслеживать жизненный цикл каждой ВЭУ.

Еще один крупный компонент — ​гондола. В ней размещается основное оборудование: система управления углом поворота, главный подшипник, блок управления, метеостанция. Гондола, которую делает «Новавинд», — ​в своем классе самая легкая и компактная в мире.

Такие парки можно строить даже в труднодоступных районах, без развитой транспортной инфраструктуры. ВЭУ способны работать 20 лет, практически не требуя обслуживания, все параметры контролируются дистанционно.

«Новавинд» применил интересное решение для упрощения монтажа — ​так называемую «ИКЕА"-фабрику. На ней комплектующие раскладывают в контейнеры — ​по три для каждой ВЭУ (крупные элементы привозят отдельно). «Монтажники на площадке открывают первый контейнер — ​и перед ними сразу то, что нужно на начальных этапах инсталляции, и точно в необходимом количестве. Во втором и третьем контейнерах — ​для последующих этапов. «Такой подход значительно ускоряет монтаж, — ​говорит Григорий Тихий. — ​Вообще, у нас все производство — ​от поступления компонента на склад до выпуска готовой продукции — ​расписано буквально по минутам. То же касается и пусконаладочных работ».

На базе «Атоммаша» производят все крупногабаритные части, кроме лопастей. «Новавинд» обсуждает с композитным дивизионом Umatex возможность локализовать и их производство.

Если говорить о более широких перспективах, то кроме нынешних 2,5‑мегаваттных ветроустановок «Новавинд» планирует со временем заняться и 4,5‑мегаваттными. «По конструктиву они схожи, но компоненты масштабнее, — ​объясняет Григорий Тихий. — ​Например, генератор 2,5‑мегаваттной машины весит 52 т, а 4,5‑мегаваттной — ​уже 120 т. Когда мы проектировали завод, сразу думали о будущем. Все основные конструктивные решения — дверные проемы, полы и грузоподъемные устрой­ства — сделаны и под 4,5‑мегаваттную машину. Как и основное оборудование — ​камера пропитки VPI, печи и стенды».

РАБОТАЮТ
Адыгейская ВЭС — ​150 МВт
Кочубеевская ВЭС — 210 МВт
Кармалиновская ВЭС — 60 МВт
Марченковская ВЭС — ​120 МВт

СТРОЯТСЯ
Бондаревская ВЭС — ​120 МВт
Медвеженская ВЭС — ​60 МВт
Берестовская ВЭС — ​60 МВт

Портал НОЭ

В поселке Тура Эвенкийского муниципального района завершается строительство первой в крае автономной гибридной дизель-солнечной энергоустановки (АГЭУ) в рамках энергосервисного контракта

on Среда, 28 Июль 2021.

Ввод фотоэлектрической системы мощностью 2,5 МВт позволит снизить долю генерации от дизельных электростанций поселка и сократить расход дизтоплива на 15-20% – до 644 тонн дизельного топлива в год.

Накануне министр промышленности, энергетики и ЖКХ края побывал в Туре, оценил действующую энергоинфраструктуру поселка и посетил площадку строительства станции. На сегодняшний день на объекте строительства АГЭУ установлена емкость накопления энергии, инверторная установка и трансформатор, который подключается к общей сети. Продолжается монтаж столов с фотоэлектрическими панелями. Собрано 184 стола из 254 столов, предусмотренных проектом. На столы смонтированоь 4 416 фотоэлектрических панелей из 6 тыс.

Как отметил министр: «Сфера альтернативной энергетики обладает колоссальным потенциалом для развития сотрудничества государства и бизнеса. На примере Туры, где завершается строительство первого в крае альтернативного источника энергии такого масштаба, мы видим эффективный пример государственно-частного партнёрства в рамках энергосервисного контракта.

С завершением строительства автономной гибридной энергоустановки выработка энергоресурсов перестанет зависеть только от дизельной генерации, а будет замещаться солнечной энергией. Безусловно, с вводом энергоустановки мы получаем современный альтернативный источник энергии, который даёт нам резерв по мощности, возможность подключения новых потребителей, а также гарантию надёжности и качества электроснабжения на территории Туры».

Строительство солнечной электростанции ведется с осени 2020 года в рамках энергосервисного контракта, заключенного сроком на 10 лет между муниципальным предприятием ЭМР «Илимпийские Электросети» и компанией – инвестором «Хевел». Объем инвестиций в реализацию проекта составляет более 300 млн. рублей.

Прогнозная годовая выработка фотоэлектрической системы составит 2,86 тыс. кВтч. АГЭУ будет работать совместно с тремя действующими дизельными электростанциями послека Тура. Электроэнергия будет поступать в общую сеть поселка и распределяться по потребителям, как в жилой сектор, так и на объекты социальной инфраструктуры всей территории поселка.

Все расходы по строительству и обслуживанию АГЭУ до окончания срока энергосервисного договора несет компания – инвестор «Хевел», по истечению срока договора объект будет передан муниципальному предприятию.

Ввод станции в эксплуатацию запланирован на сентябрь 2021 года.

Портал НОЭ

До 2024 года в семи пилотных регионах РФ по развитию электротранспорта должно появиться 150 тыс. новых ЭЗС

on Среда, 28 Июль 2021.

До 2024 года в семи пилотных регионах России по развитию электротранспорта должно появиться 150 тыс. новых электрозарядных станций (ЭЗС), которые будут приходиться на каждые 100 километров пути. Будут также запущены электробусы, появится система стимулирования для населения и производителей электромобилей.

Пилотными регионами определены Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Севастополь, Сочи, Калининград и Казань. Об этом говорилось на круглом столе «Эффективные решения для развития электротранспорта в России», организованном Комиссией по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ. В мероприятии приняли участие представители предприятий госкорпорации «Росатом» — АО «Русатом Гринвэй» и ООО «РЭНЕРА».

Участники обсудили перспективные методы стимулирования развития электротранспорта в России, наилучшие доступные технологии и практики, основные векторы модернизации транспортной инфраструктуры и городской среды для создания благоприятных условий к использованию электромобилей, обозначили необходимость переработки аккумуляторов электромобилей для минимизации ущерба окружающей среде и бережного отношения к ограниченным ресурсам.

В рамках выполнения международных обязательств по достижению углеродной нейтральности развитие электротранспорта стало особенно актуальным в российской экологической повестке: в настоящее время Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство экономического развития РФ при участии автопроизводителей и транспортных предприятий завершают работу над концепцией развития электротранспорта в России до 2030 года.

«Переход на электротранспорт позволит значительно улучшить экологическую обстановку в крупных городах, таких как Нижний Новгород: помимо снижения уровня загрязнения от автомобильных выхлопов, зарядные станции для электробусов практически не оказывают негативного воздействия на окружающую среду в отличие от традиционных АЗС» — отметила Ольга Белянина, первый заместитель Министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области.

Участники круглого стола уделили особенное внимание угрозам, которые через несколько лет возникнут из-за образования огромного количества вышедших из строя аккумуляторов от электротранспорта.

«Мы должны идти на опережение и принимать меры для решения этой проблемы, которая скоро станет для нас реальностью — создать систему, все элементы которой будут отвечать самым строгим экологическим нормам, в которой не будет «провала» в жизненном цикле элементов аккумуляторов электротранспорта. Ничто не должно быть выброшено на свалку, загрязняя окружающую среду, все должно быть переработано в максимальной степени» — подчеркнула Елена Шаройкина, председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ.

Для обеспечения бережного отношения к имеющимся ресурсам и исключения образования объектов накопленного вреда окружающей среде, АО «Русатом Гринвэй» создает Экотехнопарк «Центр» по переработке аккумуляторов электротранспорта, железнодорожного транспорта, мобильных устройств и источников бесперебойного питания (UPS) в Дзержинске Нижегородской области.

«Планируется, что завод будет производить алюминий, медь, литиевый концентрат, никель-кобальтовый сплав, никель-железный сплав. Мы выстраиваем работу по проектированию предприятия таким образом, чтобы технологический процесс был нацелен на производство вторичных материальных ресурсов. В частности, на этапе проектирования учитываются требования к продуктам переработки аккумуляторных батарей предприятия «РЭНЕРА», занимающегося производством систем накопления энергии на литий-ионных аккумуляторах для спецтехники, телекоммуникационных систем, источников бесперебойного питания, систем накопления энергии, электротранспорта, железных дорог и других направлений» — подчеркнула Екатерина Демичева, директор по развитию «Русатом Гринвэй».

Компания «РЭНЕРА», работающее над повышением энергоэффективности аккумуляторов электротранспорта и снижением их себестоимости за счет повторного использования ресурсов, подтвердило свою заинтересованность в максимальном использовании продуктов рециклинга, которые получаются в процессе переработки литий-ионных аккумуляторов и систем накопления энергии.

Дмитрий Сахаров, проректор по экономике и инновациям Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева, подчеркнул, что переработка аккумуляторов электротранспорта с дальнейшим использованием полезных фракций при производстве новых накопителей поможет решить не только экологическую, но и экономическую задачи, так как химические источники тока являются источниками ограниченных или импортируемых вторичных материальных ресурсов.

«В Европе уже давно и успешно работают предприятия, занимающиеся переработкой аккумуляторов электротранспорта и других химических источников тока и извлечением из них полезных ресурсов в соответствии с принципами экономики замкнутого цикла. Такие предприятия существуют в Германии, Бельгии, Франции, Австрии, Щвейцарии. В Норвегии в районе Осло планируют строить крупнейший завод по переработке аккумуляторов», — отметил Александр Никитин, генеральный директор эколого-правового центра «Беллона».

«Экотехнопарк «Центр» в Нижегородской области может стать первым в России проектом по созданию замкнутого цикла производства в сфере электротранспорта и помочь решить комплексную задачу по переходу на электротранспорт и созданию системы рециклинга в сфере обращения с аккумуляторами электромобилей», – подвела итог мероприятия Ольга Белянина.

Портал НОЭ

Государства ЕАЭС выработают общие подходы в реализации глобальной климатической повестки

on Понедельник, 19 Июль 2021.

16 июля состоялось очередное заседание Совета Евразийской экономической комиссии. Российскую делегацию возглавил заместитель председателя правительства Российской Федерации Алексей Оверчук. Минэкономразвития России представлял заместитель министра Дмитрий Вольвач.

Стороны затронули вопрос выработки общих подходов государств-членов ЕАЭС в отношении глобальной климатической повестки. Это стало особенно актуальным в контексте обнародования Еврокомиссией 14 июля пакета секторальных предложений («Fit for 55») для достижения углеродной нейтральности в ЕС к 2050 году.

Вице-премьеры обменялись мнениями и договорились обсудить климатическую проблематику на предстоящем в августе заседании Межправительственного совета на уровне глав правительств государств-членов ЕАЭС.

«На пространстве Союза мы намерены принимать во внимание глобальный климатический тренд и обеспечить регулярный диалог и обмен мнениями с тем, чтобы иметь возможность быть полноформатным участником переговорного процесса по климату, обладать оперативной информацией для выработки Союзной позиции», — подчеркнул Дмитрий Вольвач.

Кроме того, особое внимание Члены Совета уделили вопросам цифровой трансформации Союза. Соответствующие документы планируется подписать в ходе заседания Межправсовета в августе 2021 года. Среди них - одобренный проект плана мероприятий по формированию цифровых транспортных коридоров между ЕАЭС и Китаем. Также предполагается создать рабочую группу высокого уровня по вопросам цифровой трансформации Союза.

Первым шагом на пути цифровизации транспортных коридоров Союза с Китаем станет железнодорожная отрасль. Это позволит уже в ближайшей перспективе снизить издержки предпринимателей и обеспечить электронное взаимодействие с контролирующими органами государств – членов ЕАЭС, создать дополнительное конкурентное преимущество, а также повысить транзитный потенциал стран Союза. Стоит отметить, что по итогам 2020 года Китай занимает первое место среди торговых партнёров стран ЕАЭС. На КНР приходится 20,2% товарооборота стран ЕАЭС, что составляет 125,5 млрд долларов США.

В свою очередь, рабочая группа высокого уровня призвана стать действенным механизмом в цифровой трансформации экономики Союза. Одной из ее приоритетных задач станет разработка подходов по формированию общего рынка оборота данных в ЕАЭС для развития интеграционных процессов с использованием современных цифровых технологий.

«Цифровизация затрагивает все больше сфер сотрудничества наших стран, а значит нужны совместные шаги и максимальная синхронизация действий, особенно в вопросах оборота и защиты персональных данных. Создание такой рабочей группы является первым шагом к сближению подходов государств – членов ЕАЭС в этих вопросах», — отметил Дмитрий Вольвач.

Вице-премьеры также обсудили перспективу создания Евразийской перестраховочной компании. Предполагается, что новый наднациональный институт будет поддерживать проекты в сфере взаимной и внешней торговли государств – членов ЕАЭС.

Члены Совета также коснулись вопроса создания единой евразийской организации по аккредитации. Такая организация позволит значительно упростить регулирование на евразийском пространстве, а также снизит административную нагрузку на бизнес.

Совет Комиссии одобрил проект перечня изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза, которые необходимо устранить в 2021 – 2022 годах — соответствующее распоряжение планируется подписать в ходе заседания Межправсовета в августе. Это позволит сделать еще один шаг к формированию единого экономического пространства Союза.

Следующее заседание Совета Комиссии состоится 10 сентября 2021 года.

Портал НОЭ

Заказы на энергоаудит

Информация о заказах на энергетические обследования (энергоаудит), проектные, строительные работы, поставку товаров и иные услуги во всех регионах России.
Компаниям, не являющимся членами СРО НП "ЭнергоСтандарт" необходимо заполнить анкету.