В России наладили производство ключевых компонентов ветроустановок

on Среда, 28 Июль 2021.

Прошло чуть больше года с момента пуска первой ветроэлектростанции «Новавинда». Не так давно заработала четвертая: 1 июля Марченковская ВЭС в Ростовской области начала поставки на оптовый рынок энергии и мощности.

«Суммарно с начала проекта мы ввели 540 МВт ветроэнергетических мощностей. Строим еще три ветропарка общей мощностью 240 МВт, — ​рассказывает Андрей Нестерук, заместитель гендиректора „Новавинда“ по обеспечению жизненного цикла ветропарков. — ​Проделана огромная работа по ДПМ‑1 (договоры о предоставлении мощности, в рамках которых суммарно будет введено 1,2 ГВт), и мы уже готовимся к ДПМ‑2 (углубление локализации и экспорт оборудования и услуг). Рассматриваем ряд площадок, включая пять в Ростовской области, изучаем возможность экспорта комплектов, ведем переговоры со странами Юго-Восточной Азии, Среднего и Ближнего Востока».

Нарастить темп строительства ВЭС позволила организация серийного производства ключевых компонентов ветроустановок на базе «Атоммаша» в Волгодонске: генераторов, гондол, ступиц и оснований башен — ​120 комплектов в год. Но повышенный интерес к Ростовской области вызван не столько расположением производства компонентов ВЭУ, хотя и это важно, сколько ветровым потенциалом региона.

«Мы ожидаем очень высокий коэффициент использования установленной мощности на Марченковской ВЭС. Это большой плюс для эксплуатации, — ​продолжает Андрей Нестерук. — ​С начала строительства первых ВЭС мы набрали хорошую скорость, наработали базу технических решений. Не обошлось и без нюансов, они свойственны каждой площадке. Так, достаточно долго выполнялся монтаж установок, потому что постоянно дули мощные ветры. Зимой даже здесь, на юге, были сильные снегопады, пришлось убирать снег, чтобы продолжать работу».

Фактически «Новавинд» локализовал новую в стране технологию — ​ВЭУ на постоянных магнитах.

«Они работают в более широком диапазоне ветра и считаются более „тихоходными“, это прогрессивная технология. Все отечественные ВЭС, кроме наших, — ​на редукторных машинах. Вдобавок в России нет компаний, которые производят редуктор полностью сами, а нам нужна была максимальная локализация, — ​комментирует Григорий Тихий, директор департамента контрактации и качества „Новавинда“. — ​Когда мы проанализировали рынок, поняли, что большую часть компонентов для ветроустановок в России никто не делает. Нам предстояло создать цепочку надежных поставщиков, которые смогут изготавливать компоненты ВЭУ у нас в стране. Это было непросто, как и запустить уникальное производство ветроустановок в Волгодонске и найти квалифицированные кадры».

«Новавинд» отправил 50 человек изучать производство ветроустановок: теорию — ​в Голландии, практику — ​в Германии. Специалисты вернулись, начали работать и обучать других. «Еще мы сделали курс с элементами виртуальной реальности по производству генератора, гондолы, ступицы и проч. В обязательном порядке каждый новый сотрудник проходит курс, закрепляет знания на производстве под присмотром наставника. 16 смен — ​и допуск к самостоятельной работе», — ​рассказывает Григорий Тихий. На заводе работают более 270 человек.

В целом степень локализации производства оборудования, поставляемого с завода «Новавинда» и предприятий-­партнеров, уже достигла 68 %. Помимо российских поставщиков в проектах «Новавинда» участвуют производители из Европы, США, Великобритании, Китая, Индии, Японии.

Генератор с прямым приводом — ​один из основных компонентов ВЭУ, которые производят на заводе. Он преобразует механическую энергию вращения ветроколеса в электрическую. «Новавинд» адаптировал инновационную разработку голландского партнера Lagerwey, создав полноценное серийное производство ветроустановок.

«В составе генератора — ​порядка 150 тыс. листов ламинации из динамной стали с очень сложной и высокоточной геометрией, — ​говорит Григорий Тихий. — ​На старте мы выяснили, что делать такие листы в необходимом нам количестве отечественная промышленность не способна. Мы нашли в Италии компанию, которая на протяжении последних 60 лет занимается только листами ламинации. Она, кстати, один из партнеров Tesla и Volkswagen. Итальянцы заинтересовались проектом „Новавинда“ и решили войти в цепочку поставщиков. При нашей поддержке открыли в России производство, перевезли часть оборудования, спроектировали штампы, отработали с одним производителем стали технологию изготовления заготовки с требуемыми электротехническими свойствами, обучили персонал. Сегодня это предприятие уже исполняет заказы других клиентов, а поставщик стали обладает технологией производства проката с уникальными свойствами».

На производстве в Волгодонске установлена вакуумная камера VPI ​диаметром 6 м, высотой ​2,5 м. В ней компоненты генератора пропитывают электроизоляционной смолой. Для тестирования каждого изделия построены стенды. К примеру, главный подшипник на стенде вращают 72 часа без остановки. Именно на него приходится колоссальная нагрузка при эксплуатации ВЭУ. На других стендах проходят финальные тесты генератора: в течение 12 часов имитируются разные режимы работы. Характеристики изделий заносят в электронную базу данных, чтобы отслеживать жизненный цикл каждой ВЭУ.

Еще один крупный компонент — ​гондола. В ней размещается основное оборудование: система управления углом поворота, главный подшипник, блок управления, метеостанция. Гондола, которую делает «Новавинд», — ​в своем классе самая легкая и компактная в мире.

Такие парки можно строить даже в труднодоступных районах, без развитой транспортной инфраструктуры. ВЭУ способны работать 20 лет, практически не требуя обслуживания, все параметры контролируются дистанционно.

«Новавинд» применил интересное решение для упрощения монтажа — ​так называемую «ИКЕА"-фабрику. На ней комплектующие раскладывают в контейнеры — ​по три для каждой ВЭУ (крупные элементы привозят отдельно). «Монтажники на площадке открывают первый контейнер — ​и перед ними сразу то, что нужно на начальных этапах инсталляции, и точно в необходимом количестве. Во втором и третьем контейнерах — ​для последующих этапов. «Такой подход значительно ускоряет монтаж, — ​говорит Григорий Тихий. — ​Вообще, у нас все производство — ​от поступления компонента на склад до выпуска готовой продукции — ​расписано буквально по минутам. То же касается и пусконаладочных работ».

На базе «Атоммаша» производят все крупногабаритные части, кроме лопастей. «Новавинд» обсуждает с композитным дивизионом Umatex возможность локализовать и их производство.

Если говорить о более широких перспективах, то кроме нынешних 2,5‑мегаваттных ветроустановок «Новавинд» планирует со временем заняться и 4,5‑мегаваттными. «По конструктиву они схожи, но компоненты масштабнее, — ​объясняет Григорий Тихий. — ​Например, генератор 2,5‑мегаваттной машины весит 52 т, а 4,5‑мегаваттной — ​уже 120 т. Когда мы проектировали завод, сразу думали о будущем. Все основные конструктивные решения — дверные проемы, полы и грузоподъемные устрой­ства — сделаны и под 4,5‑мегаваттную машину. Как и основное оборудование — ​камера пропитки VPI, печи и стенды».

РАБОТАЮТ
Адыгейская ВЭС — ​150 МВт
Кочубеевская ВЭС — 210 МВт
Кармалиновская ВЭС — 60 МВт
Марченковская ВЭС — ​120 МВт

СТРОЯТСЯ
Бондаревская ВЭС — ​120 МВт
Медвеженская ВЭС — ​60 МВт
Берестовская ВЭС — ​60 МВт

Портал НОЭ

В поселке Тура Эвенкийского муниципального района завершается строительство первой в крае автономной гибридной дизель-солнечной энергоустановки (АГЭУ) в рамках энергосервисного контракта

on Среда, 28 Июль 2021.

Ввод фотоэлектрической системы мощностью 2,5 МВт позволит снизить долю генерации от дизельных электростанций поселка и сократить расход дизтоплива на 15-20% – до 644 тонн дизельного топлива в год.

Накануне министр промышленности, энергетики и ЖКХ края побывал в Туре, оценил действующую энергоинфраструктуру поселка и посетил площадку строительства станции. На сегодняшний день на объекте строительства АГЭУ установлена емкость накопления энергии, инверторная установка и трансформатор, который подключается к общей сети. Продолжается монтаж столов с фотоэлектрическими панелями. Собрано 184 стола из 254 столов, предусмотренных проектом. На столы смонтированоь 4 416 фотоэлектрических панелей из 6 тыс.

Как отметил министр: «Сфера альтернативной энергетики обладает колоссальным потенциалом для развития сотрудничества государства и бизнеса. На примере Туры, где завершается строительство первого в крае альтернативного источника энергии такого масштаба, мы видим эффективный пример государственно-частного партнёрства в рамках энергосервисного контракта.

С завершением строительства автономной гибридной энергоустановки выработка энергоресурсов перестанет зависеть только от дизельной генерации, а будет замещаться солнечной энергией. Безусловно, с вводом энергоустановки мы получаем современный альтернативный источник энергии, который даёт нам резерв по мощности, возможность подключения новых потребителей, а также гарантию надёжности и качества электроснабжения на территории Туры».

Строительство солнечной электростанции ведется с осени 2020 года в рамках энергосервисного контракта, заключенного сроком на 10 лет между муниципальным предприятием ЭМР «Илимпийские Электросети» и компанией – инвестором «Хевел». Объем инвестиций в реализацию проекта составляет более 300 млн. рублей.

Прогнозная годовая выработка фотоэлектрической системы составит 2,86 тыс. кВтч. АГЭУ будет работать совместно с тремя действующими дизельными электростанциями послека Тура. Электроэнергия будет поступать в общую сеть поселка и распределяться по потребителям, как в жилой сектор, так и на объекты социальной инфраструктуры всей территории поселка.

Все расходы по строительству и обслуживанию АГЭУ до окончания срока энергосервисного договора несет компания – инвестор «Хевел», по истечению срока договора объект будет передан муниципальному предприятию.

Ввод станции в эксплуатацию запланирован на сентябрь 2021 года.

Портал НОЭ

До 2024 года в семи пилотных регионах РФ по развитию электротранспорта должно появиться 150 тыс. новых ЭЗС

on Среда, 28 Июль 2021.

До 2024 года в семи пилотных регионах России по развитию электротранспорта должно появиться 150 тыс. новых электрозарядных станций (ЭЗС), которые будут приходиться на каждые 100 километров пути. Будут также запущены электробусы, появится система стимулирования для населения и производителей электромобилей.

Пилотными регионами определены Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Севастополь, Сочи, Калининград и Казань. Об этом говорилось на круглом столе «Эффективные решения для развития электротранспорта в России», организованном Комиссией по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ. В мероприятии приняли участие представители предприятий госкорпорации «Росатом» — АО «Русатом Гринвэй» и ООО «РЭНЕРА».

Участники обсудили перспективные методы стимулирования развития электротранспорта в России, наилучшие доступные технологии и практики, основные векторы модернизации транспортной инфраструктуры и городской среды для создания благоприятных условий к использованию электромобилей, обозначили необходимость переработки аккумуляторов электромобилей для минимизации ущерба окружающей среде и бережного отношения к ограниченным ресурсам.

В рамках выполнения международных обязательств по достижению углеродной нейтральности развитие электротранспорта стало особенно актуальным в российской экологической повестке: в настоящее время Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство экономического развития РФ при участии автопроизводителей и транспортных предприятий завершают работу над концепцией развития электротранспорта в России до 2030 года.

«Переход на электротранспорт позволит значительно улучшить экологическую обстановку в крупных городах, таких как Нижний Новгород: помимо снижения уровня загрязнения от автомобильных выхлопов, зарядные станции для электробусов практически не оказывают негативного воздействия на окружающую среду в отличие от традиционных АЗС» — отметила Ольга Белянина, первый заместитель Министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области.

Участники круглого стола уделили особенное внимание угрозам, которые через несколько лет возникнут из-за образования огромного количества вышедших из строя аккумуляторов от электротранспорта.

«Мы должны идти на опережение и принимать меры для решения этой проблемы, которая скоро станет для нас реальностью — создать систему, все элементы которой будут отвечать самым строгим экологическим нормам, в которой не будет «провала» в жизненном цикле элементов аккумуляторов электротранспорта. Ничто не должно быть выброшено на свалку, загрязняя окружающую среду, все должно быть переработано в максимальной степени» — подчеркнула Елена Шаройкина, председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ.

Для обеспечения бережного отношения к имеющимся ресурсам и исключения образования объектов накопленного вреда окружающей среде, АО «Русатом Гринвэй» создает Экотехнопарк «Центр» по переработке аккумуляторов электротранспорта, железнодорожного транспорта, мобильных устройств и источников бесперебойного питания (UPS) в Дзержинске Нижегородской области.

«Планируется, что завод будет производить алюминий, медь, литиевый концентрат, никель-кобальтовый сплав, никель-железный сплав. Мы выстраиваем работу по проектированию предприятия таким образом, чтобы технологический процесс был нацелен на производство вторичных материальных ресурсов. В частности, на этапе проектирования учитываются требования к продуктам переработки аккумуляторных батарей предприятия «РЭНЕРА», занимающегося производством систем накопления энергии на литий-ионных аккумуляторах для спецтехники, телекоммуникационных систем, источников бесперебойного питания, систем накопления энергии, электротранспорта, железных дорог и других направлений» — подчеркнула Екатерина Демичева, директор по развитию «Русатом Гринвэй».

Компания «РЭНЕРА», работающее над повышением энергоэффективности аккумуляторов электротранспорта и снижением их себестоимости за счет повторного использования ресурсов, подтвердило свою заинтересованность в максимальном использовании продуктов рециклинга, которые получаются в процессе переработки литий-ионных аккумуляторов и систем накопления энергии.

Дмитрий Сахаров, проректор по экономике и инновациям Российского химико-технологического университета имени Д.И. Менделеева, подчеркнул, что переработка аккумуляторов электротранспорта с дальнейшим использованием полезных фракций при производстве новых накопителей поможет решить не только экологическую, но и экономическую задачи, так как химические источники тока являются источниками ограниченных или импортируемых вторичных материальных ресурсов.

«В Европе уже давно и успешно работают предприятия, занимающиеся переработкой аккумуляторов электротранспорта и других химических источников тока и извлечением из них полезных ресурсов в соответствии с принципами экономики замкнутого цикла. Такие предприятия существуют в Германии, Бельгии, Франции, Австрии, Щвейцарии. В Норвегии в районе Осло планируют строить крупнейший завод по переработке аккумуляторов», — отметил Александр Никитин, генеральный директор эколого-правового центра «Беллона».

«Экотехнопарк «Центр» в Нижегородской области может стать первым в России проектом по созданию замкнутого цикла производства в сфере электротранспорта и помочь решить комплексную задачу по переходу на электротранспорт и созданию системы рециклинга в сфере обращения с аккумуляторами электромобилей», – подвела итог мероприятия Ольга Белянина.

Портал НОЭ

Государства ЕАЭС выработают общие подходы в реализации глобальной климатической повестки

on Понедельник, 19 Июль 2021.

16 июля состоялось очередное заседание Совета Евразийской экономической комиссии. Российскую делегацию возглавил заместитель председателя правительства Российской Федерации Алексей Оверчук. Минэкономразвития России представлял заместитель министра Дмитрий Вольвач.

Стороны затронули вопрос выработки общих подходов государств-членов ЕАЭС в отношении глобальной климатической повестки. Это стало особенно актуальным в контексте обнародования Еврокомиссией 14 июля пакета секторальных предложений («Fit for 55») для достижения углеродной нейтральности в ЕС к 2050 году.

Вице-премьеры обменялись мнениями и договорились обсудить климатическую проблематику на предстоящем в августе заседании Межправительственного совета на уровне глав правительств государств-членов ЕАЭС.

«На пространстве Союза мы намерены принимать во внимание глобальный климатический тренд и обеспечить регулярный диалог и обмен мнениями с тем, чтобы иметь возможность быть полноформатным участником переговорного процесса по климату, обладать оперативной информацией для выработки Союзной позиции», — подчеркнул Дмитрий Вольвач.

Кроме того, особое внимание Члены Совета уделили вопросам цифровой трансформации Союза. Соответствующие документы планируется подписать в ходе заседания Межправсовета в августе 2021 года. Среди них - одобренный проект плана мероприятий по формированию цифровых транспортных коридоров между ЕАЭС и Китаем. Также предполагается создать рабочую группу высокого уровня по вопросам цифровой трансформации Союза.

Первым шагом на пути цифровизации транспортных коридоров Союза с Китаем станет железнодорожная отрасль. Это позволит уже в ближайшей перспективе снизить издержки предпринимателей и обеспечить электронное взаимодействие с контролирующими органами государств – членов ЕАЭС, создать дополнительное конкурентное преимущество, а также повысить транзитный потенциал стран Союза. Стоит отметить, что по итогам 2020 года Китай занимает первое место среди торговых партнёров стран ЕАЭС. На КНР приходится 20,2% товарооборота стран ЕАЭС, что составляет 125,5 млрд долларов США.

В свою очередь, рабочая группа высокого уровня призвана стать действенным механизмом в цифровой трансформации экономики Союза. Одной из ее приоритетных задач станет разработка подходов по формированию общего рынка оборота данных в ЕАЭС для развития интеграционных процессов с использованием современных цифровых технологий.

«Цифровизация затрагивает все больше сфер сотрудничества наших стран, а значит нужны совместные шаги и максимальная синхронизация действий, особенно в вопросах оборота и защиты персональных данных. Создание такой рабочей группы является первым шагом к сближению подходов государств – членов ЕАЭС в этих вопросах», — отметил Дмитрий Вольвач.

Вице-премьеры также обсудили перспективу создания Евразийской перестраховочной компании. Предполагается, что новый наднациональный институт будет поддерживать проекты в сфере взаимной и внешней торговли государств – членов ЕАЭС.

Члены Совета также коснулись вопроса создания единой евразийской организации по аккредитации. Такая организация позволит значительно упростить регулирование на евразийском пространстве, а также снизит административную нагрузку на бизнес.

Совет Комиссии одобрил проект перечня изъятий и ограничений на внутреннем рынке Союза, которые необходимо устранить в 2021 – 2022 годах — соответствующее распоряжение планируется подписать в ходе заседания Межправсовета в августе. Это позволит сделать еще один шаг к формированию единого экономического пространства Союза.

Следующее заседание Совета Комиссии состоится 10 сентября 2021 года.

Портал НОЭ

Минэкономразвития России: "сокращать выбросы нужно там и такими инструментами, которые признаны наиболее эффективными"

on Понедельник, 19 Июль 2021.

В ходе своего приветственного слова к участникам дискуссии на тему «Низкоэмиссионные решения в энергетике и за ее пределами: партнерство с бизнесом для устойчивого восстановления», организованного Минэкономразвития России совместно с ГК «Росатом» 14 июля 2021 г. в рамках Политического форума высокого уровня ООН по устойчивому развитию, Министр экономического развития Российской Федерации Максим Решетников подчеркнул: «Сокращать выбросы нужно там и такими инструментами, которые признаны наиболее эффективными».

Он особо отметил потенциал атомной и гидроэнергетики как источников энергии с низкими выбросами парниковых газов и заявил о недопустимости дискриминации этих видов энергии в глобальном климатическом регулировании.

Российское мероприятие собрало ведущих дипломатов из Японии, Китая и Великобритании, представителей частного и академического секторов России, Бразилии, Австралии, а также международных организаций (МАГАТЭ и Мировой энергетический совет).

В ходе мероприятия они обсудили использование низкоэмиссионных технологий для достижения целей Парижского соглашения по климату. Первый заместитель генерального директора ГК «Росатом» Кирилл Комаров также отметил место атомной энергетики в будущем энергетическом балансе: «Все действующие АЭС могут помочь сократить выбросы CO2 на 2 млрд тонн ежегодно, что почти эквивалентно объему выбросов, которые могут поглотить все леса на планете».

Российский сайд-ивент стал площадкой для обсуждения подходов к достижению целей Парижского соглашения перед 26-й Конференций Сторон РКИК ООН в г. Глазго в ноябре 2021 г. и подтвердил актуальность тезиса о недискриминации технологий сокращения выбросов, который Российская Федерация продвигает на международном уровне.

Портал НОЭ

Углеродный налог ЕС можно обезвредить за счет повышения энергоэффективности

on Понедельник, 19 Июль 2021.

Евросоюз готовится взимать с других стран пограничный углеродный налог, касающийся продукции с большим содержанием парниковых газов, чтобы поддержать «своих» производителей и наполнить бюджет. Это новшество, внедрение которого намечено на 2023 год, не минует и Россию. Что делать нашим производителям, чтобы свести к минимуму неизбежный ущерб?

«Можно по-разному относиться к пограничному углеродному налогу, как к дискриминационному или уравнивающему шансы, но это то, что обязательно будет введено и к чему нашей стране надо готовиться уже сейчас», — комментирует Максим Канищев, руководитель научного проекта в области повышения энергоэффективности и снижения выбросов в атмосферу ANSELM.

По его словам, налог будет рассчитываться по фактическим выбросам при производстве ввозимых товаров. Это значит, что сейчас все усилия надо направить на сокращение этих выбросов на предприятиях России, в первую очередь за счет повышения энергоэффективности.

Параллельно необходимо вводить государственную систему оценки потенциала сокращения выбросов, работая отдельно с каждым предприятием и отраслью, подчеркивает эксперт.

«Уход от европейских санкций путем построения рынка зеленых сертификатов в теории возможен, но для этого российская система должна быть частью европейской, что совершенно не является целью ЕС», — обращает внимание эксперт.

Европейская комиссия на своем официальном сайте 14 июля 2021 года опубликовала проект трансграничного углеродного регулирования (ТУР), который разрабатывался ею больше года. В качестве цели регулирования декларируется предотвращение рисков «углеродных утечек».

Портал НОЭ

Пилотами первого этапа российско-французского проекта «Водно-зеленый городской каркас» стали Екатеринбург, Казань и Краснодар

on Понедельник, 19 Июль 2021.

Закончился первый этап российско-французского проекта «Водно-зеленый городской каркас», посвященного разработке практик по устойчивому развитию городов. С начала года в рамках первого этапа прошло четыре семинара, на которых эксперты и представители городов двух стран обменивались опытом по работе с водными ресурсами и «зелеными» территориями. Проект реализуется в рамках совместной российско-французской рабочей группы «Устойчивые и умные города».

Водно-зеленый городской каркас (ВЗГК) — это совокупность соединенных между собой городских территорий с растительным покровом и городскими водоемами, включенными в городскую среду. Это могут быть как естественные, природные объекты, так и искусственные. К ним относятся скверы, клумбы, парки, лужайки, водоемы, реки. Основная задача каркаса — обеспечение комфорта и создание рекреационных зон, микроклимата города, улучшение экологии и показателей здоровья горожан.

В работе первого этапа приняли участие более 200 представителей из 30 городов России и Франции, которые причастны к созданию водно-зеленых каркасов в своих городах или же имеющих экспертное мнение по данному вопросу. В их числе — представители российских и французских городов, профильных министерств, главные архитекторы и руководители профильных департаментов российских городов, специалисты и эксперты в области урбанистики и ландшафтной архитектуры.

На семинарах специалисты из Франции представили правовые и организационные аспекты реализации водно-зеленых каркасов и опыт их внедрения в Ницце и Бордо, а также уникальный проект нового города в Китае, спроектированный французскими архитекторами с учетом всех современных требований к экологии и комфортному проживанию людей в городской среде. Помимо этого, они рассказали об экологичных и экономичных методах по управлению ливневыми стоками.

Ведущие российские эксперты и представители муниципальных органов власти из Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска представили свой опыт по работе с водно-зелеными каркасами в контексте Стратегии развития городов. В рамках семинара был также показан уникальный пример работы с водными ресурсами и особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) в России. Города Екатеринбург, Казань, Краснодар стали первыми пилотными городами проекта. В них были выявлены региональные лидеры, сформированы рабочие группы и намечены дальнейшие действия по созданию ВЗГК.

В результате первого этапа экспертами была разработана резолюция, фиксирующая стратегические, правовые, методические, политические, организационные и прикладные аспекты формирования водно-зеленых городских каркасов в России.

«Создание водно-зеленых городских каркасов должно стать частью стратегии территориального развития и обеспечения экологической безопасности страны. Правильная, продуманная работа с городским ландшафтом помогает повысить комфортность городской среды и качество жизни горожан, способствует решению экологических проблем и вопросов здравоохранения. Необходимо брать мировой опыт на вооружение, и благодаря семинарам российско-французского проекта «Водно-зеленый городской каркас» для этого будет создана необходимая нормативная база», — отметил Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирек Файзуллин.

Следующий этап проекта предполагает проведение воркшопов под руководством российских и французских экспертов с целью формирования успешных кейсов проекта. Организаторами также подготовлена летняя программа онлайн-семинаров, которая позволит получить дополнительные знания по разным аспектам создания каркасов.

Справочно:

Проект «Водно-зеленый горской каркас как база для создания устойчивых и умных городов» организован при поддержке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерства Экологического перехода Французской Республики, российско-французского форума «Трианонский диалог» в сотрудничестве с Ассоциацией Ландшафтных архитекторов России (АЛАРОС), а также французскими (Ницца, Бордо) и российскими (Екатеринбург, Казань, Краснодар, Зверево Ростовской области, Черняховск Калининградской области) городами.

Организатором проекта, инициированного в рамках года Межрегионального сотрудничества «Россия-Франция 2021», выступила Французская Федерация ландшафтных архитекторов и ее официальное представительство в России.

Портал НОЭ

В Москве приступили к тестированию инновационных энергетических разработок

on Понедельник, 19 Июль 2021.

В Москве приступили к тестированию инновационных разработок, которые позволят предотвращать перегрев электрооборудования и сбои на подстанциях. Высокотехнологичную продукцию создало столичное предприятие, один из ведущих производителей светодиодных светильников.

Испытания проходят на территории «Объединенной энергетической компании» («ОЭК»), подведомственной городскому Департаменту жилищно-коммунального хозяйства, в рамках программы пилотного тестирования инновационных решений.

«Эта программа позволяет провести апробацию новых разработок на городских и коммерческих площадках, оценить их эффективность и конкурентоспособность. С 2019 года в Москве уже испытали более 80 инноваций, 30 тестирований проводится в настоящее время», — рассказал руководитель столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития Алексей Фурсин.

На нескольких трансформаторных подстанциях (ТП) «ОЭК» начали использовать инновационные термоиндикаторные наклейки. Они представляют собой гибкие самоклеящиеся пластинки, которые крепят к электрическим контактам или на самом электрооборудовании. Если температура повышается, наклейки сигнализируют об этом, меняя свой цвет с белого на черный. По оттенку можно определить, насколько сильно перегрелось оборудование.

Сейчас в «ОЭК» выявляют перегрев на плановых обходах при помощи тепловизоров. Новая технология позволит просто проверить цвет термоиндикаторов. Помимо удобства в использовании, наклейки имеют еще одно преимущество перед тепловизорами: когда оборудование остывает, они остаются темными.

Таким образом, индикаторы сохраняют сведения о возникновении перегревов. Если перегрев случился не во время планового обхода, сотрудники все равно узнают о нем и смогут раньше установить причины неполадки. Например, им, возможно, понадобится переподключать провода или разводить их, чтобы не допустить перегрева в дальнейшем. После того как неисправности устранят, следует приклеить к контактам и оборудованию новые термоиндикаторные наклейки.

«Уникальность российской разработки заключается в большей индикаторной площади (крупная наклейка заметнее на проводах) и существенно меньшей стоимости по сравнению с зарубежными аналогами. В рамках пилотного тестирования в «ОЭК» также установили инновационное устройство, которое позволит выявить в электрических цепях место утечки тока и искрение. Технология поможет предупредить и предотвратить возможные аварии и пожары», — отметил руководитель столичного Департамента жилищно-коммунального хозяйства Вячеслав Торсунов.

Высокотехнологичное устройство устанавливают в электрических щитках. По размеру и форме оно напоминает автоматический выключатель. Однако у инновации, созданной московской компанией, другой принцип работы. Устройство сравнивает приходящие к нему сигналы, выявляет искрение и даже анализирует его причины. Информация о возникновении искрения автоматически попадет в оперативную информационную систему диспетчера. В результате высокотехнологичное оборудование помогает предотвратить пожары на подстанциях без вмешательства человека.

И термоиндикаторные наклейки, и устройство для фиксации искрений можно применять повсеместно, например, в других электросетевых компаниях, на промышленных предприятиях и в госучреждениях.

Испытания в «ОЭК» будут проводить до конца сентября 2021 года. Специалисты проверят заявленные характеристики инноваций и их эффективность в случае возникновения внештатных ситуаций. Если эксперимент окажется успешным, инновационные разработки могут начать применять в «ОЭК».

Оператором программы пилотного тестирования выступает Агентство инноваций Москвы, запущенной в 2019 году. За счет проекта предприниматели получили возможность оценить конкурентоспособность и перспективы разработок, усовершенствовать их до вывода на рынок, учитывая отзывы потребителей. Организации, на базе которых проходят тесты, первыми знакомятся с перспективными технологиями. В программе участвуют более 130 государственных и коммерческих компаний из 18 отраслей, включая медицину и реабилитацию пациентов, спорт, логистику, энергетику и ритейл.

Портал НОЭ

АО «Транснефть – Урал» благодаря энергосбережению за 6 месяцев сэкономило более 48 млн рублей

on Понедельник, 19 Июль 2021.

АО «Транснефть – Урал» благодаря исполнению мероприятий в области энергосбережения за 6 месяцев 2021 года сэкономило 48,2 млн рублей, или 1 428,25 тонны условного топлива (т.у.т.).

Наибольший эффект – 47,8 млн рублей, или 11,4 млн кВт*часов – обеспечили оптимизация технологического процесса транспортировки нефти и нефтепродуктов, а также очистка внутренней поверхности магистральных трубопроводов и фильтров-грязеуловителей от асфальтосмолопарафинистых отложений.

Во втором полугодии реализация энергосберегающих мероприятий в АО «Транснефть – Урал» будет продолжена. В частности, до конца года планируется ввести в эксплуатацию 12 электродвигателей для магистральных насосных агрегатов. Высокий коэффициент полезного действия электродвигателей позволит увеличить энергоэффективность работы производственных объектов предприятия. Ожидаемая экономия энергоресурсов от реконструкции котельных и модернизации тепловых сетей на нефтеперекачивающей станции «Канаши» и линейной производственно-диспетчерской станции «Улу-Теляк» составит 50,2 т.у.т.

Одним из основополагающих принципов энергетической политики АО «Транснефть – Урал» является планомерное повышение энергоэффективности за счет реализации мероприятий по экономии энергоресурсов. План деятельности предприятия в сфере энергосбережения и его реализация соответствуют положениям системы энергетического менеджмента, сертифицированной по международному стандарту ISO 50001:2011.

Портал НОЭ

«Мособлэнерго» установит в Подмосковье 20 ЭЗС для электротранспорта

on Среда, 14 Июль 2021.

АО «Мособлэнерго» до конца 2021 года планирует установить 20 единиц отдельно стоящих электрозарядных станций (ЭЗС) для электротранспорта в Подмосковье. Компания является участником проекта по развитию электрозарядной инфраструктуры Министерства энергетики Московской области.

В текущем году ЭЗС будут запущены в эксплуатацию в следующих городских округах: г. Дмитров на ул. Спасская и ул. Внуковская; в г. Истра на ул. Черная, Босова, в с. Рождествено на Сиреневом бульваре; в Красногорске на ул. Ленина, Братцевская, Игоря Мерлушкина, в п. Нахабино на ул. Школьная; г. Люберцы — ул. Московская, пос. Калинина, Льва Толстого; в Волоколамске на 2-ом Шаховском проезде; в Подольске на ул. Подольская и ул. Доллежаля, в Химках – ул. Аптечная; д. Оболдино Щелковского городского округа на ул. Радужная; в г. Дубна – ул. Университетская и ул. Станционная.

Максимальная мощность отдельно стоящих зарядных станций составит 3,5 кВт. Время зарядки составляет 8-12 часов. Управление станцией осуществляется с помощью бесплатного мобильного приложения «Зарядки Мосэнергосбыт», размещенного на платформах Google Play и App Store. На конструкциях ЭЗС имеется подробная инструкция по установке мобильного приложения и использованию станции, а также номер телефона технической поддержки.

Сейчас на территории Подмосковья в эксплуатации 221 ЭЗС, обслуживаемая АО «Мособлэнерго». Зарядки установлены в следующих городских округах: Воскресенск, Балашиха, Видное, Домодедово, Дубна, Жуковский, Истра, Кашира, Клин, Котельники, Красногорск, Луховицы, Люберцы, Мытищи, Наро-Фоминск, Озеры, Пущино, Реутов, Серпухов, Фрязино, Химки, Чехов, Электрогорск, Электросталь, Егорьевск, Зарайск, Можайск, Одинцово, Павловский Посад, Пушкино, Раменское, Сергиев Посад, Щелково, Королев, Подольск, Краснознаменск, а также Дзержинский и Богородский округа.

Реализация программы по развитию электрозарядной инфраструктуры Подмосковья запланирована до 2024 года. Список адресов, где устанавливаются ЭЗС, формируется по результатам опроса жителей о расширении зарядной инфраструктуры электротранспорта во дворах многоквартирных домов Подмосковья.

Портал НОЭ

Минэкономразвития России переработало проект дорожной карты повышения энергетической эффективности российской экономики

on Среда, 14 Июль 2021.

Минэкономразвития России существенно переработало проект комплексного плана (дорожной карты) повышения энергоэффективности российской экономики, изначально представленного летом 2020 года. Последняя версия есть у «Ведомостей», в министерстве подтвердили его актуальность и заявили, что направили документ в правительство.

Теперь основной упор делается на снижение выбросов парниковых газов. Это видно уже из общего описания целей и задач плана. Если в предыдущей версии речь шла о «снижении энергоемкости ВВП как ключевого фактора экономического роста», то сейчас говорится про уменьшение энергоемкости и углеродоемкости экономики. Также в стратегии появились термины «антропогенное воздействие» и «устойчивое развитие».

В новой версии дорожной карты нет ряда ключевых показателей из предыдущей. В том числе по снижению энергоемкости ВВП, удельного расхода условного топлива для выработки электроэнергии, потерь в теплосетях и т. д. В Минэкономразвития пояснили, что эти цифры появятся только после того, как будет утверждена стратегия низкоуглеродного развития до 2050 г., сейчас ее проект обсуждается в правительстве.

Портал НОЭ

Минэнерго России: "В части энергоперехода Россия - один из наиболее недооцененных рынков"

on Среда, 14 Июль 2021.

Для сохранения статуса лидера глобального энергетического рынка в условиях энергоперехода России необходимо выработать ряд стимулов для бизнеса по снижению воздействия на окружающую среду. Как подчеркнул заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин, выступая на панельной дискуссии «Устойчивое развитие в контексте глобальной повестки топливно-энергетического комплекса 2021 года» Нефтяного саммита Республики Татарстан, такие стимулы могут быть как фискального, так и общеэкономического характера.

«В части энергоперехода Россия - один из наиболее недооцененных рынков. У нас нет выбора - стимулы необходимы, чтобы компании смогли экономически-эффективно внедрять новые технологии и быстро адаптироваться к энергопереходу. Нужно искать ту золотую середину, при которой мы сможем и социальные обязательства обеспечивать и задел на будущее создавать», - сообщил заместитель Министра.

По словам Павла Сорокина, возможны два варианта достижения поставленных целей по декарбонизации и переходу к экономике замкнутого цикла.

«Многие страны меняют подход к мировой экономике, регулированию - создаются ограничения, стимулы для внедрения новых технологий. По сути, запускается новый экономический цикл, и он привязан к экологической повестке. И здесь либо нас вынудят это сделать, когда конечный продукт, не использующий при производстве вторичные ресурсы, станет вдруг слишком дорог для потребителя за счет различных налогов и пошлин, либо мы можем превентивно подойти к этой ситуации и заранее создать стимулы для предприятий по вовлечению в производственную цепочку вторичных ресурсов. Мы сейчас совместно с Минфином и Минпромторгом смотрим на комплекс мер, и в части нефтехимии тоже, на то, как увеличить доходность таких проектов до приемлемого уровня», - добавил он.

Портал НОЭ

К 2030 году Китай начнет добывать солнечную энергию на околоземной орбите

on Понедельник, 05 Июль 2021.

Потребуется до сотни запусков сверхтяжелой ракеты-носителя «Чанчжэн-9», чтобы построить на высоте почти 36 тысяч километров над Землей солнечную станцию площадью около 1 квадратного километра, заявил на презентации в Гонконге главный конструктор системы Лун Лихао. Полученная энергия будет передаваться на Землю при помощи микроволн или лазеров.

Начнется проект, по словам Луна, с испытания прототипа в 2022 году, выработка электроэнергии на орбите в объеме нескольких мегаватт намечена приблизительно на 2030 год. Полной производительности станция достигнет, когда начнет получать гигаватты энергии, это произойдет примерно к 2050 году.

Строительство солнечных панелей общей площадью свыше квадратного километра, а также большой микроволновой подсистемы передачи энергии потребует свыше сотни рейсов ракеты «Чанчжэн-9» и около 10 000 тонн инфраструктуры, собранной на орбите, пишет Space News.

Впервые КНР внесла генерацию солнечной энергии на орбите в список приоритетных задачи для космонавтики в 2008 году. В 2019-м Китайская академия космических технологий начала строительство опытной базы для исследований беспроводной передачи энергии. Судя по презентации, проведенной Луном, конструкция проектируемой ракеты «Чанчжэн-9» претерпит радикальные изменения. На одном из слайдов показан прежний дизайн — основная ступень высотой 10 метров с пятиметровыми боковыми стартовыми двигателями. Его заменит группа из 16 новых односопловых двигателе YF-135. Грузоподъемность вырастет со 140 тонн до 150 тонн для околоземной орбиты и с 50 тонн до 53 тонн для транслунной. Для запусков на околоземную орбиту будет использоваться двухступенчатая версия, а три ступени понадобятся для полетов к Луне и дальше.

Также главный конструктор осветил в презентации другую грузоподъемную ракету — «Чанчжэн-5DY». Этот трехступенчатый носитель поможет тайконавтам добраться до Луны не позднее 2030 года.

На днях руководитель Китайского исследовательского института ракетной техники огласил сроки первой пилотируемой миссии на Марс. Колонизация планеты Китаем начнется в 2033. Китайские космонавты начнут строить первую марсианскую базу, будет налажено межпланетное грузовое сообщение. Сроки пяти первых миссий также уже определены.

Портал НОЭ

Казахстан построит крупнейший в мире завод по производству зеленого водорода

on Понедельник, 05 Июль 2021.

Водородный проект в Казахстане по масштабам более чем вдвое превышает производственные мощности Азиатского центра возобновляемой энергии в Западной Австралии (26 ГВт ветровой и солнечной энергии, до 23 ГВт — на производство зеленого водорода и зеленого аммиака) и в пять раз больше проекта Enegix Base One в Бразилии. На сегодня крупнейшее производство зеленого водорода — Air Liquide в Канаде — может похвастаться электролизными установками на 20 МВт. Проект Svevind планирует установить электролизеры на 30 МВт.

Пока проект находится на ранней стадии — Svevind только что подписала соглашение о взаимопонимании с национальной компанией Kazakh Invest, которая получила в мае одобрение правительства. Этапы разработки, инженерных работ, снабжения и финансирования займут, как ожидается, от трех до пяти лет, а строительство и ввод в эксплуатацию потребует еще пять лет.

Выбор Казахстана обусловлен в первую очередь географией и демографией региона: это девятая по площади страна на планете с плотностью населения всего 7 человек на квадратный километр. Степи занимают треть территории государства. При этом Казахстан — самая развитая страна в Центральной Азии, с экономикой, зависящей главным образом от экспорта нефти, пишет New Atlas. Помимо огромных равнин в Казахстане есть собственное производство аммиака, стали и алюминия, которые смогут закупать зеленый водород. Кроме того, любая страна, зависящая сейчас от экспорта ископаемого топлива, должна учитывать в планах глобальную тенденцию к декарбонизации в ближайшие два десятилетия.

В прошлом месяце в Нидерландах произошел крайне важный прецедент — впервые активисты коллективным иском заставили крупную нефтяную компанию изменить свою климатическую стратегию, а по сути — скорость «зеленой» трансформации основного бизнеса. Вердикт суда — сократить эмиссию на 45% к 2030 году — оказался для компании намного более суровым, чем собственное намерение сократить ее за 10 лет на 20%.

Портал НОЭ

ZeroAvia начала тестировать два водородных самолета на 19 мест

on Понедельник, 05 Июль 2021.

Калифорнийская компания привлекла внимание инвесторов своим шестиместным самолетом Piper бизнес-класса. Получив свыше $20 млн от фондов Билла Гейтса и Джеффа Безоса, ZeroAvia прекратила испытания этой модели и сконцентрировалась на разработке самого большого водородного самолета на сегодня — 19-местного аппарата с дальностью полета 500 км всего на 100 кг сжатого водорода. Дальнейшие планы компании еще более масштабные: сначала чистый самолет на 50 мест, а к 2040 году — лайнер на 200 мест.

ZeroAvia продвигает идею водородной авиации в течение нескольких лет. Год назад компания осуществила первый в мире перелет пассажирского HyFlyer, рассчитанного на 20 мест.

Теперь компания приступила ко второй фазе испытаний HyFlyer II и собирается оснастить два 19-местных самолета Dornier 228 более мощными силовыми установками на 600 кВт. Имея на борту всего 100 кг сжатого водорода, эти летательные аппараты смогут обеспечить радиус действия до 500 км. Один самолет отправится в Британию, второй останется в США, чтобы служить демонстрационным образцом — ZeroAvia планирует выйти с ними на рынок к 2024 году. Проект HyFlyer II проводится при поддержке правительства Великобритании.

Но и это еще не все. Очередные инвестиции в размере $13 млн позволят компании начать разработку водородного самолета на 50 мест. А к 2040 году ZeroAvia планирует сделать водородный самолет на 200 мест с радиусом действия свыше 5 500 км.

Словенский авиапроизводитель Pipistrel намерен вывести на рынок до конца десятилетия самолет на водороде, рассчитанный на 20 пассажиров. Воздушно судно будет построено на базе существующего прототипа Pipistrel Miniliner, который уже проходит первые испытания. Цель Pipistrel — выйти на рынок региональных авиаперевозок на расстояния до 1000 километров.

Портал НОЭ

Заказы на энергоаудит

Информация о заказах на энергетические обследования (энергоаудит), проектные, строительные работы, поставку товаров и иные услуги во всех регионах России.
Компаниям, не являющимся членами СРО НП "ЭнергоСтандарт" необходимо заполнить анкету.