Linde подписала контракт с СИБУР-Нефтехим для реализации совместного проекта по очистке СО2

on Понедельник, 05 Июль 2021.

Технологическая компания Linde и Сибур-Нефтехим, подписали соглашение для реализации совместного проекта по улавливанию и утилизации углекислого газа (СО2), образующегося в технологическом процессе СИБУРа.

В рамках проекта Linde построит и будет эксплуатировать установку по очищению и сжижению двуокиси углерода. Это первый подобный проект компании в России.

Установка будет построена на производственной площадке Linde, где также будут расположены криогенные емкости для хранения жидкой углекислоты.

"Наша цель – снизить интенсивность выбросов парниковых газов на 35% к 2028 году. В дополнение к этому мы также делаем все возможное, чтобы помочь нашим клиентам улучшить свои экологические показатели и снизить углеродный след с помощью наших газовых технологий." - Сержио Бозио, Руководитель Linde Россия/Казахстан

Полученный в ходе переработки очищенный углекислый газ будет использоваться в различных отраслях, включая металлообработку, пищевую промышленность и медицину.

Благодаря этому проекту ежегодно будет перерабатываться порядка 25 тыс. тонн СО2. Все работы, в том числе на производственной площадке СИБУРа, будут выполнены силами АО «Линде Газ Рус». Проект предполагается реализовать в 2021 – 2022гг.

"Для нас это возможность поставить более амбициозные цели по сокращению выбросов парниковых газов, сделать важный шаг в реализации Стратегии устойчивого развития, а также монетизировать СО2, который раньше направлялся в атмосферу." - Дмитрий Владимиров, Генеральный директор. АО «СИБУР-Нефтехим»

После введения в эксплуатацию установки Linde по очистке и сжижению СО2, Сибур-Нефтехим снизит выбросы в атмосферу парниковых газов предприятия в целом на 7%.

Портал НОЭ

28 июня состоялось заседание комиссии Государственного Совета по направлению «Энергетика»

on Понедельник, 05 Июль 2021.

28 июня 2021 года под председательством помощника Президента Российской Федерации, Секретаря Государственного Совета Игоря Левитина в режиме видеоконференции состоялось заседание комиссии Государственного Совета по направлению «Энергетика».

В заседании приняли участие председатель комиссии, Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев, заместитель министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин, представители профильных федеральных и региональных органов исполнительной власти и организаций. Игорь Левитин отметил, что Президентом Российской Федерации последовательно с 2013 года даны поручения в части как расширения использования газа в части моторного топлива, так и развития проектов производства, хранения, транспортировки и потребления сжиженного природного газа в Российской Федерации.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации реализуется государственная программа «Развитие энергетики», включающая в себя подпрограмму «Развитие рынка газомоторного топлива». Утвержден план мероприятий по развитию рынка малотоннажного сжиженного природного газа и газомоторного топлива в Российской Федерации на период до 2025 года, долгосрочная программа развития производства сжиженного природного газа в Российской Федерации.

Заместитель министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин проинформировал об опыте 28 пилотных территорий Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации, в которых формирование заправочной инфраструктуры газомоторным топливом осуществляется в первоочередном порядке, а также отметил сложности реализации данного проекта в ряде субъектов Российской Федерации.

Участники заседания обсудили ход утверждения и реализации планов мероприятий субъектов Российской Федерации по развитию рынка газомоторного топлива на период 2020 – 2024 годов.

Были заслушаны представители субъектов Российской Федерации с информацией по развитию инфраструктуры производства и потребления газомоторного топлива, а также переводу техники на газ. Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются участники процесса развития рынка газомоторного топлива, в том числе в сферах развития инфраструктуры производства, хранения, транспортировки и потребления СПГ.

По итогам заседания комиссии будет подготовлен протокол с рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации – участникам программы поддержки развития рынка природного газа как моторного топлива, федеральным органам исполнительной власти по дальнейшему развитию рынка газомоторного топлива и направлениях совершенствования нормативной базы в этой сфере.

Портал НОЭ

В Петербурге обсудили вопросы энергосбережения России

on Понедельник, 05 Июль 2021.

24 июня 2021 года в Таврическом дворце состоялось торжественное открытие IV Всероссийского совещания центров энергосбережения.

С приветственным словом к участникам и гостям обратился Председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Андрей Бондарчук.

В Совещании приняли участие представители ведомств, отвечающих за энергосбережение, более чем из 60 регионов Российской Федерации. Мероприятие проходило в гибридном формате. Коллеги из других регионов страны, а также зарубежные гости из Германии и Японии присоединились к дискуссии по видеоконференцсвязи.

Участники пленарного заседания обсудили обновленную редакцию Комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности, детально рассмотрели взаимосвязь перехода Евросоюза к климатически нейтральному уровню к 2050 году, введение трансграничного углеродного регулирования и сокращение объема экспорта российских производителей с повышением энергоэффективности Российской экономики. Концепцию создания Ассоциации центров энергосбережения «РАЦЭС» представила Директор петербургского Центра энергосбережения Татьяна Соколова.

«Сегодня состоялось первое собрание учредителей «РАЦЭС», запустился процесс регистрации юридического лица. Ассоциация будет неким мостиком между регионами и Министерством экономического развития, федеральными органами власти, экспертным сообществом в вопросах энергоэффективности. На сегодняшний день идею её создания поддержали и стали учредителями три региона в лице соответствующих центров энергосбережения: Самарская область, Республика Коми и Санкт-Петербурга», – рассказала Татьяна Соколова.

Директор ГБУ РК «Коми республиканский центр энергосбережения» Андрей Чемашкин поддержал идею создания «РАЦЭС»: «Действительно актуальные тенденции таковы, что вопросы энергоэффективности, снижения углеродоемкости экономики, климатического регулирования становятся важнейшими. В этих условиях важно иметь сбалансированную управленческую систему для целей реализации государственной политики в этой сфере. Более того, руководство Республики Коми также практически сразу одобрило эту инициативу и согласовало наше участие в создании и работе Ассоциации».

Программа мероприятия наполнялась, исходя из профессиональных пожеланий участников Совещания. Прошли круглые столы на такие важные темы, как привлечение внебюджетных инвестиций в модернизацию наружного освещения, повышение уровня энергоэффективности в регионах и успешный международный опыт проведения энергоаудита.

Каждый участник смог высказаться, поделиться своими наработками и перенять опыт коллег.

Портал НОЭ

Ученые из Воронежа разрабатывают экологичную резину

on Понедельник, 05 Июль 2021.

Ученые Воронежского государственного университета инженерных технологий (ВГУИТ) разрабатывают активатор вулканизации, его использование позволит на 3-4 раза снизить содержание оксида цинка в резиновых изделиях и, соответственно, получить более экологичный продукт.

Ни одно резиновое изделие не выпускается без оксида цинка. Ионы цинка путем выщелачивания из резиновых изделий во время эксплуатации или хранения на полигонах ТБО попадают в грунтовые воды, что приводит к гибели планктона. Полностью заменить оксид цинка нельзя, но возможно снизить его содержание до минимума.

«Полезные» для резины компоненты ученые заметили в фильтровальных порошках во время утилизации отходов масложировой промышленности. Отходы подвергли модификации и получили новый материал, который позволяет заменить опасный, токсичный и дорогой активатор вулканизации оксид цинка в резине. Активатор, разработанный ВГУИТ, позволяет снизить содержание вредного вещества в четыре раза. Из полученного продукта производят причальные отбойники, комплектующие автомобилей, транспортерные ленты и другие. Однако, более экологичный активатор, созданный из отходов, нельзя внедрить в производство шин – они не работают на сырье из отходов, так как эти изделия отвечают за жизнь человека.

В последние три года совместно с сотрудниками инновационного предприятия разработана целая серия активаторов вулканизации для шин, созданных не из отходов, но содержащих меньшее количество оксида цинка. Например, новые активаторы используют для производства сельхозшин в Белоруссии, ряд шинных заводов России проводит апробацию новых активаторов и ими интересуется Европа. Сейчас ведутся переговоры с компанией по производству шин «Pirelli» о внедрении нового материала в производство. Это выгодно для предприятия и с экономической стороны – активатор вулканизации гораздо дешевле оксида цинка.

Напоминаем, что в рамках Года науки и технологий июнь посвящен теме «Новые производственные технологии и материалы».

Портал НОЭ

В Чеченской Республике состоялся пуск первой солнечной электростанции

on Вторник, 29 Июнь 2021.

В Чеченской Республике состоялось торжественное открытие Наурской солнечной электростанции мощностью 5 МВт, первого объекта солнечной генерации в регионе.

Проект реализован в рамках Соглашения о сотрудничестве, подписанного между Группой компаний «Хевел» и Правительством Чеченской Республики в феврале 2019 года.

Инвестором и генеральным подрядчиком проекта выступили структуры ГК «Хевел». Подключение нового объекта солнечной генерации к сетевой инфраструктуре обеспечили специалисты компании «Россети Северный Кавказ».

Объем инвестиций в реализацию проекта составил 500 млн рублей. Прогнозируемый объём выработки электроэнергии составит 5,6 млн кВт*ч в год, что обеспечит ежегодное снижение выбросов углекислого газа на 3 тыс. тонн.

При реализации проекта было создано около 100 рабочих мест на период строительства и 18 постоянных рабочих мест, также были привлечены местные подрядные организации.

Ввод объектов солнечной генерации будет способствовать повышению качества и надежности электроснабжения потребителей, а также сохранению уникальных природно-климатических условий региона.

Портал НОЭ

Минэнерго России:«Мы поддерживаем развитие всех низкоуглеродных источников электроэнергии»

on Вторник, 29 Июнь 2021.

Минэнерго России поддерживает развитие всех низкоуглеродных источников энергии, но масштабный переход на возобновляемую энергетику будет возможен, когда её ценовые параметры станут сопоставимы с традиционной генерацией, рассказал Павел Сниккарс на форуме «RENWEX 2021. Возобновляемая энергетика и электротранспорт».

В работе сессии также принимал участие генеральный директор ФГБУ «РЭА» Минэнерго России Алексей Кулапин.

«Как электроэнергетики, представители консервативной отрасли, мы понимаем, что это вызов, который стоит перед нами в целом и во внутриклиматической и в экологической повестке. Для Министерства энергетики поддержка развития возобновляемых источников энергии является одним из важных моментов», – сказал заместитель Министра.

В этом году Правительство РФ приняло решение о продлении программы развития ВИЭ на оптовом энергорынке на 2025-2035 годы, что позволит ввести в эксплуатацию порядка 6,7 ГВт новых мощностей.

«Мы поддерживаем все низкоуглеродные источники выработки электроэнергии. Мы понимаем, что возобновляемые источники энергии – это важно, но всё-таки основной костяк, база энергосистемы в ближайшие 15-20 лет –традиционные источники генерации, и для нас очень важно и среди них выбрать приоритеты», – сообщил Павел Сниккарс.

По его словам, одним из важных направлений работы является признание на международном уровне экологичности атомных электростанций и больших гидроэлектростанций.

"Почему ограничения по установленной мощности ГЭС делают малые ГЭС возобновляемыми источниками энергии, а большая станция с большой установленной мощностью перестаёт таковой быть? Есть разные научные подходы, разная оценка, мы эту тему, бесспорно, изучаем и надеемся, что нам удастся донести свою точку зрения, Российской Федерации, до наших международных партнёров", – прокомментировал замминистра.

Портал НОЭ

Вопросы экологической повестки обсудили на Совместном комитете Россия-Европейский Союз по сотрудничеству в области науки и технологий

on Вторник, 29 Июнь 2021.

Приоритеты стратегического взаимодействия обсудили представители сторон Совместного комитета Россия-Европейский Союз по сотрудничеству в области науки и технологий под европейским председательством в режиме онлайн. Стороны положительно оценили динамику сотрудничества отметив, что «подтверждением служит многолетняя системная работа, осуществляемая в различных областях научного взаимодействия».

С приветственным словом к участникам заседания обратились заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Наталья Бочарова и Посол Европейского Союза в Российской Федерации Маркус Эдерер.

Наталья Бочарова отметила готовность Минобрнауки России продолжать оказывать поддержку российским ученым, университетам, научно-исследовательским организациям в совместных двух- и многосторонних проектах с участием европейских партнеров, которая с 2021 года будет осуществляться в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». Отдельное внимание заместитель министра уделила перспективности взаимодействия на новых направлениях сотрудничества, включая исследования Черного моря, реализацию инновационной политики, а также решение вызовов по климатической проблематике. Также она проинформировала партнеров об объявленном в России «Годе науки и технологий», результаты мероприятий которого могут быть крайне востребованы в международном научном сообществе.

В свою очередь Посол ЕС в России Маркус Эдерер отметил, что научно-техническое сотрудничество между ЕС и Россией является прочной и надежной опорой развития конструктивных связей, поскольку оно основано на взаимном доверии и уважении, а также позволяет удовлетворить потребности исследователей в совместном поиске решений глобальных вызовов, эффективном обмене знаниями и опытом.

Россия выступила инициатором сотрудничества по линии экологической повестки, представляющий взаимный интерес по исследованиям и контролю углеродного баланса.

Cпециальный представитель Минобрнауки России по вопросам биологической и экологической безопасности Николай Дурманов представил информацию о пилотном проекте Минобрнауки России по созданию карбоновых полигонов и отметил необходимость создания международной системы наземного и космического мониторинга парниковых газов.

Также было предложено наладить научно-техническое сотрудничество в области регенеративного сельского хозяйства, как одной из перспективных областей декарбонизации экономики. Указанные предложения были восприняты с исключительным интересом и будут обсуждены на других площадках сотрудничества России и ЕС.

Участники обменялись информацией о приоритетах и возможностях для сотрудничества в рамках текущих программных механизмов поддержки совместных исследований, в том числе в рамках Государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», программы «Мегагрантов», нацпроекта «Наука и университеты» и новой Рамочной программы ЕС по исследованиям и инновациям «Горизонт Европа» на 2021-2027 годы. Также обсудили вопросы, связанные с наиболее значимыми направлениями научно-исследовательского трека, в том числе в областях исследовательских инфраструктур, здравоохранения, климата, аэронавтики и развития кадрового потенциала.

В заключении встречи был презентован обновленный справочник по вопросам научно-технологического сотрудничества, подготовленный Представительством ЕС в России во взаимодействии с Минобрнауки России и посольствами стран-членов ЕС в России (Compendium of Science & Technology Cooperation between the European Union, the EU Member States and the Russian Federation).

Очередное заседание Совместного комитета Россия-Европейский Союз по сотрудничеству в области науки и технологий запланировано к проведению под российским председательством на июнь 2022 года.

Портал НОЭ

Совет Федерации одобрил Федеральный закон "Об ограничении выбросов парниковых газов"

on Вторник, 29 Июнь 2021.

На 507-м заседании Совет Федерации одобрил Федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов». На рассмотрение документ представил первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Федоров.

Федеральный закон разработан Министерством экономического развития РФ во исполнение поручения Президента РФ и пункта 7 плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения, принятого на 21-й сессии Конференции сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, утвержденного распоряжением Правительства РФ.

Документ определяет основы правового регулирования отношений в сфере хозяйственной и иной деятельности, которая сопровождается выбросами парниковых газов.

Федеральный закон определяет понятия «парниковый газ», «регулируемые организации», «выбросы парниковых газов», «поглощение парниковых газов», «климатический проект», «углеродная единица», «верификация результатов реализации климатических проектов», «углеродный след» и ряда других.

Законом устанавливаются принципы ограничения выбросов парниковых газов, меры по их ограничению и государственному учету, права и обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области ограничения указанных выбросов, в том числе их право на реализацию климатических проектов.

Портал НОЭ

Сформирована резолюция VII Всероссийского Форума "Энергоэффективная Россия"

on Вторник, 29 Июнь 2021.

РЕЗОЛЮЦИЯ
VII Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия»

4-6 июня 2021 года состоялся VII ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ РОССИЯ».

Организаторами VII Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия» выступили Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (НОЭ) при участии Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) и РОО «Общественный совет по развитию саморегулирования». Официальную поддержку мероприятия осуществляли Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации.

В работе Форума приняли участие представители Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Ростехнадзора, ФАС России, ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, АНО «Национальное агентство развития квалификаций», Центра отраслевых исследований и консалтинга Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Государственного автономного учреждения города Москвы «Московская государственная экспертиза», Комитета государственного строительного надзора города Москвы, РОО «Общественный совет по развитию саморегулирования», Международной ассоциации фондов жилищного строительства и ипотечного кредитования, Российской Ассоциации малой энергетики; Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения «Центр энергосбережения», НОЭ, НОПРИЗ, АС «АВОК Северо-Запад»; ведущие производители энергоэффективной продукции, топ-менеджеры и эксперты крупных инвестиционных, строительных, энергоснабжающих, энергосервисных, энергоаудиторских компаний, научных организаций, банков, консалтинговых фирм из различных регионов России.

В рамках деловой программы Форума было проведено 3 панельных дискуссии и конференция НОПРИЗ.

По итогам VII Всероссийского Форума «Энергоэффективная Россия» подготовлена Резолюция, решения которой направлены на совершенствование законодательного и нормативно-технического регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и содержат следующие положения:
I. В части организационного обеспечения политики повышения энергетической эффективности, а также вопросов изменения климата
1.1. Продолжить совершенствование нормативной правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности с целью создания дополнительных стимулов к повышению энергетической эффективности российской экономики.
1.2. Поддержать работу Минэкономразвития России по подготовке проекта распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации.
1.3. Рекомендовать Минэкономразвития России:
- ввести на законодательном уровне понятие «региональные центры энергосбережения», а также закрепить функционал региональных центров энергосбережения, путем внесения изменений в Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- закрепить в перечне полномочий региональных центров энергосбережения реализацию по консолидации и распределению на основании результатов соответствующих конкурсных отборов внебюджетных средств, полученных с применением регулируемых цен (тарифов);
- разработать систему рейтинга региональных центров энергоэффективности с четко определенным перечнем критериев и методикой расчета. В данной системе предусмотреть также премирование тройки лидеров в виде государственных грантов на реализацию мероприятий по повышению энергетической эффективности в соответствующем регионе;
- разработать систему рейтинга уровня энергоэффективности субъектов Российской Федерации с четко определенным перечнем критериев и методикой расчета.
1.4. Поддержать реализуемую Минэкономразвития России деятельность в области реализации климатической политики.
1.5. Рекомендовать отраслевым ассоциациям в сфере проектирования и строительства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также смежных областях провести анализ возможных последствий от изменения климата в отдельных отраслях и выработать предложения по формированию планов адаптации отраслей к таким последствиям.
1.6. Рекомендовать Минэнерго России, Минстрою России, Минпромторгу России и Минэкономразвития России учесть при разработке отраслевых планов адаптации к изменениям климата предложения отраслевых ассоциаций.

II. В части стимулирования использования энергоэффективных товаров, внедрения и эксплуатации энергоэффективных объектов и технологий, наилучших доступных технологий
2.1. Техническому комитету по стандартизации ТК 039 «Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Энергоменеджмент» организовать работу по актуализации постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2015 г. № 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2021 г. № 305 «Об утверждении Правил проведения актуализации перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности, и критериев соответствия объектов и технологий объектам и технологиям высокой энергетической эффективности».
2.2. Разработать меры стимулирования использования организациями топливно-энергетического комплекса наилучших доступных технологий (НДТ), включая разработку и применение соответствующих справочников и реестров НДТ, в целях технического и экологического регулирования, а также приобретения энергоэффективного оборудования.
2.3. Актуализировать справочники НДТ в части дополнения их показателями энергоэффективности.

III. В части стимулирования повышения энергетической эффективности в секторе зданий, строений, сооружений, а также развития «зеленого строительства»
3.1. Отметить необходимость разработки новой редакции проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов», обеспечивающего повышение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, включая многоквартирные дома, с учетом современного уровня развития технологий энергосбережения и повышения энергетической эффективности и инструментально-расчетных методов определения расхода энергетических ресурсов.
3.2. Внести изменения в действующее законодательство в части присвоения классов энергетической эффективности зданиям, строениям, сооружениям, не относящимся к многоквартирным домам.
3.3. В целях стимулирования строительства многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, и приобретения квартир в этих домах установить для физических лиц дифференцированные ставки по налогу на имущество физических лиц, являющихся собственниками квартир, в зависимости от класса энергетической эффективности многоквартирного дома.
3.4. Расширить государственную поддержку в рамках государственной программы льготного кредитования на приобретение жилья от застройщика в многоквартирных домах высокого класса энергетической эффективности.
3.5. Ввести условие обязательного доведения до потребителя при продаже, предоставлении во владение или пользование на возмездной основе жилого помещения, а также общественных зданий, строений, сооружений информации о классе энергетической эффективности.
3.6. Рекомендовать Минэкономразвития России и Росреестру рассмотреть вопрос о внесении в ЕГРН дополнительных сведений о жилых помещениях в части указания класса энергетической эффективности многоквартирных домов, в которых расположены такие жилые помещения.
3.7. Ввести требования о проведении обязательного энергетического обследования при определении класса энергетической эффективности для многоквартирных домов при новом строительстве.
3.8. Повысить требования к классам энергетической эффективности зданий, строений, сооружений при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3.9. Ввести требования об обеспечении класса энергетической эффективности многоквартирных домов не ниже класса «C» при проведении капитального ремонта.
3.10. Создать постоянно действующую программу стимулирования собственников к проведению энергоэффективного капитального ремонта многоквартирных домов.
3.11. Выступить с инициативой о возможности выделения части средств из фонда капитального ремонта многоквартирных домов на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
3.12. Внести изменения в Правила предоставления финансовой поддержки за счет средств Государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ на проведение капитального ремонта МКД в части предоставления собственникам возможности напрямую, минуя местные и региональные органы власти, направлять заявки в Государственную корпорацию на возмещение затрат и прямым путем получать компенсацию за проведенные мероприятия, а также расширения возможности получения компенсации для многоквартирных домов, реализующих мероприятия по энергосбережению в рамках энергосервисных контрактов.
3.13. Проработать изменения в действующее жилищное законодательство с целью наделения регионального оператора капитального ремонта многоквартирных домов и владельца специального счета правом выступать от имени собственников стороной энергосервисного договора (контракта).
3.14. Проработать вопрос предоставления льгот (субсидий) за ЖКУ на размер дополнительного взноса на капитальный ремонт, направленного на финансирование энергосервисных мероприятий.
3.15. Ввести обязанность установки индивидуальных приборов учета потребления энергетических ресурсов и воды, оснащенных системами дистанционного сбора показателей, в многоквартирных домах. Утвердить технические требования к интеллектуальным приборам учета и системам дистанционного сбора показателей.
3.16. Запретить проектирование и строительство многоквартирных домов без автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления энергетических ресурсов и воды в многоквартирных домах, включающих общедомовые и индивидуальные приборы учета потребления энергетических ресурсов.
3.17. Совершенствовать порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению с использованием приборов учета в многоквартирных и жилых домах, подключенных к централизованным системам отопления.
3.18. Пересмотреть нормативы потребления энергетических ресурсов и воды исходя из статистических данных о фактическом потреблении ресурсов на основании приборов учета с целью оптимизации норм проектирования зданий, строений, сооружений и инфраструктуры.
3.19. Рекомендовать Комитету Государственной Думы по транспорту и строительству:
- поддержать развитие направления «зеленое строительство», внедрение которого будет способствовать достижению Российской Федерацией обязательств по сокращению выбросов парниковых газов путем внедрения системы замкнутого цикла, сокращения энергопотребления и сокращению углеродного следа;
- рассмотреть возможные императивные и стимулирующие механизмы «зеленого» строительства, в том числе, в рамках механизма «зеленого» финансирования.

IV. В части стимулирования развития финансовых инструментов поддержки повышения энергетической эффективности
4.1. В целях комплексного стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в энергоемких отраслях экономики внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части передачи полномочий по установлению соответствующих льгот по налогу на имущество организаций с уровня субъектов Российской Федерации на федеральный уровень.
4.2. Предусмотреть возможность введения системы налогов или штрафов для юридических лиц за неэффективное использование энергоресурсов в различных отраслях.
4.3. Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с ФАС России, НОЭ и РАЭСКО подготовить предложения о внедрения в России систем «белых сертификатов» или аналогичных схем по возложению на отдельные категории организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обязательств по обеспечению осуществления мероприятий по повышению энергетической эффективности у потребителей энергетических ресурсов за счет тарифных и (или) бюджетных источников.
4.4. Закрепить за уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) правовой возможности учета в составе регулируемых цен (тарифов) отчислений на энергосбережение, подлежащих перечислению в специализированные фонды, сформированные на базе региональных центров энергосбережения.
4.5. Разработать предложения по внедрению в Российской Федерации системы целевых соглашений в области повышения энергетической и экологической эффективности, предусматривающей обязательства крупных потребителей энергетических ресурсов по реализации мероприятий по повышению энергетической и экологической эффективности на собственных объектах, и их исполнение с участием федерального и региональных центров компетенции в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
4.6. Рекомендовать Минстрою России совместно с Минэкономразвития России, НОЭ и РАЭСКО разработать изменения в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в целях обеспечения возможности заключения и исполнения концессионных соглашений, направленных на переход от открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) к закрытым системам теплоснабжения (горячего водоснабжения).
4.7. Совместно с финансовым сообществом продолжить разработку системных мер, направленных на снижение рисков кредитования и рефинансирования проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая кредитование и рефинансирования энергосервисных компаний и проектов, в том числе реализуемых в рамках региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов.
4.8. Продолжить разработку мер, направленных на включение в порядок заключения и исполнения энергосервисных договоров (контрактов) в бюджетной сфере дополнительных механизмов повышения их инвестиционной привлекательности, уже апробированных в рамках законодательства о концессионных соглашениях, включая особые обстоятельства, обеспечивающие возмещение затрат энергосервисной компании, включая упущенную предпринимательскую выгоду, в том числе в случае расторжения энергосервисного договора по инициативе публичной стороны.
4.9. Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с НОЭ и РАЭСКО:
- обеспечить внесение изменений в законодательство, направленных на уточнение возможности превышения в ходе исполнения энергосервисного контракта цены (стоимости) контракта, определенной в ходе проведения закупок, расширяющие возможности применения расчетно-измерительного способа определения объема потребления энергетических ресурсов, возможности предоставления субсидий на увеличение совокупных расходов заказчика по статье оплаты коммунальных ресурсов при корректировке базового уровня потребления в связи с несоблюдением в базовый период нормативных требований к системам освещения и отопления, а также показателям их работы.
- обеспечить внесение изменений в методику определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, снижающих требования по количеству световых приборов, мощность которых подлежит измерению при реализации энергосервисного договора (контракта), устанавливающих требование об однократном проведении соответствующих измерений, а также расширяющих сферу применения расчетно-измерительного способа на системы теплоснабжения и электроснабжения, системы пищеприготовления.
4.10. Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с Минстроем России, НОЭ и РАЭСКО обеспечить внесение изменений в законодательство, направленных на создание условия для заключения и исполнения энергосервисных договоров в многоквартирных домах, включая уточнения порядка принятия решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, предоставления льгот на оплату энергосервисных договоров.
4.11. Рекомендовать Минстрою России совместно с ФАС России, НОЭ и РАЭСКО обеспечить внесение изменений в законодательство, обеспечивающих дополнительные гарантии оплаты энергосервисных услуг в системах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения и сохранения за регулируемой организацией экономического эффекта при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары и услуги в течение срока действия энергосервисного договора, в том числе с использованием инструмента регуляторных соглашений.
4.12. Рекомендовать Минэкономразвития России совместно с Минфином России, ФАС России, НОЭ и РАЭСКО разработать изменения в правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки энергосервисных услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части совершенствования соотношения стоимостных и нестоимостных критериев и особенностей их оценки.

V. В части развития уровня просвещения, информационного обеспечения и профессиональной компетенции
5.1. Поддержать необходимость учреждения ежегодной национальной премии в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
5.2. Рекомендовать Минэкономразвития России:
- поддержать ежегодное проведение Всероссийского фестиваля энергосбережения и экологии #ВместеЯрче, а также рассмотреть расширение тематических направлений данного мероприятия;
- поддержать развитие НОЭ совместно с РАЭСКО и отраслевыми ассоциациями направления популяризации в области энергосбережения, экологии и климата;
- включить в ежегодный государственный доклад об энергосбережении и повышении энергетической эффективности информацию о проводимых мероприятиях в области повышения информированности населения, популяризации и образовательной деятельности в области энергосбережения, повышения энергетической эффективности, а также связанных с ними областях охраны окружающей среды и климатической политики, включая вопросы адаптации к изменениям климата.
5.3. Организовать на базе федерального и региональных центров компетенций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности обучение основам энергосбережения и повышения энергетической эффективности ответственных сотрудников бюджетной сферы по программам обучения, разработанным на основе профессиональных стандартов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
5.4. Ввести обязательное повышение квалификации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности руководителей государственных (муниципальных) учреждений.
5.5. Высшему образовательному консорциуму НОЭ совместно с АНО ДПО «ИПК ТЕХНОПРОГРЕСС» продолжить проведение бесплатных вебинаров для руководителей и специалистов, отвечающих за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетных организациях.
5.6. Учитывая высокий спрос в специалистах в области экологии, ресурсосбережения и повышения энергетической эффективности, подтвердить целесообразность создания Совета по профессиональным квалификациям в области экологии, ресурсосбережения и повышения энергоэффективности на базе НОЭ.
5.7. НОЭ:
- провести анализ существующих профессиональных стандартов на предмет их достаточности и наличия квалификаций, связанных с компетенциями в области экологии, ресурсосбережения и повышения энергетической эффективности. При необходимости, инициировать разработку новых профессиональных стандартов;
- принять участие в мониторинге рынка труда, проводимого Национальным агентством развития квалификаций совместно с советами по профессиональным квалификациям, для выявления современных требований к кадрам, прогнозирования потребности в кадрах в области экологии, ресурсосбережения и повышения энергоэффективности;
- организовать при методической поддержке Национального агентства развития квалификаций подготовку оценочных средств для организации централизованного проведения профессиональных экзаменов в дистанционном режиме.
5.8. Предложить Национальному агентству развития квалификаций рассмотреть вопрос об участии вузов и ссузов, принимающих участие в подготовке кадров в области экологии, ресурсосбережения и повышения энергоэффективности, в проекте по проведению оценки студентов и выпускников по стандартам независимой оценки квалификации.
5.9. Поддержать инициативу Минэкономразвития России о внесении предложений в Минобрнауки России по разработке учебных программ подготовки специалистов в области регулирования выбросов парниковых газов и климатических изменений.


Портал НОЭ

Метан, как наиболее доступное в настоящее время решение, должен стать государственной задачей

on Вторник, 22 Июнь 2021.

Группа экспертов компании «Газпром газомоторное топливо» разработала количественную методику оценки сокращения экономических издержек при переводе общественного и коммунального транспорта на метан на примере Санкт-Петербурга, сообщает пресс-служба Минэнерго РФ.

Методика основана на последних научных выводах о рисках для здоровья, связанных с воздействием твердых взвешенных частиц на человеческий организм. Ученые всего мира признали взаимосвязь между концентрацией вредных веществ (поллютантов): твердые частицы, озон, двуокись азота, двуокись серы в воздухе и смертностью. Увеличение среднегодового содержания твердых частиц на 10 мкг/м3 повышает риск смерти на 6%.

Больше всего от загрязнения воздуха страдают жители мегаполисов. По данным ООН на города приходится 78% мирового потребления энергии и более 60% выбросов загрязняющих веществ.

«Местные власти, обладая полномочиями по регулированию дорожного движения, могут повлиять на сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу. Один из возможных способов воздействия – это стимулирование использования более экологичных альтернативных видов топлива, к числу которых относится метан. Расширение его применения приведет к значительному улучшению качества городского воздуха, а также сократит экономические издержки от вредных выбросов», - отмечают эксперты.

Согласно данным Правительства Санкт-Петербурга, в 2019 г. выбросы от автомобильного транспорта в городе составили 467 тыс. т загрязняющих веществ. Это примерно 84 % от всех выбросов.

С помощью методики было рассчитано, что общественный транспорт и коммунальная техника в Петербурге в среднем выбрасывают 28 тыс. тонн поллютантов в год. Это составляет примерно 6% от всего загрязнения, произведенного транспортными средствами в городе. При переходе на газомоторное топливо выбросы от коммунальной техники и общественного транспорта сократятся на 18,9 тыс. тонн (4%) в год.

«Такое значение с первого взгляда кажется незначительным. Однако если посмотреть на него в разрезе элементов и веществ, то перевод городской техники на газ существенно уменьшает выбросы наиболее опасных из них – взвешенных частиц. Сокращение ежегодно будет составлять порядка 300 тонн или 28%», - отмечают авторы исследования.

По итогам вычислений суммарное уменьшение экономических издержек Правительства Санкт-Петербурга при реализации предложенных мер составит порядка 5,8 млрд. рублей ежегодно. В эту сумму входят 5,6 млрд. рублей, образующихся в результате недополучения услуг и продукции в связи с преждевременным уходом из жизни экономически активного населения.

В среднем в Санкт-Петербурге умирает от сердечно-сосудистых заболеваний и рака легких, не дожив до пенсионного возраста, 8,4 тыс. человек в год. С учетом статистической корреляции около 109 смертей происходит из-за твердых частиц, выбрасываемых общественным и коммунальным транспортом. Перевод данных видов транспорта на метан позволит ежегодно спасать свыше 100 человек от преждевременной смерти.

Эксперты рассчитали также затраты внебюджетного федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) на стационарное лечение больных раком легких и сердечно-сосудистыми заболеваниями, вызванными загрязнением воздуха, в Петербурге. Суммарная экономия средств ОМС при переводе всего автопарка общественного транспорта и коммунальной техники Санкт-Петербурга на газ составит 155,8 млн. рублей в год.

Переход на метан значительно повлияет на сокращение рисков развития сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний, а также рака органов дыхания.

«Результаты проведенного исследования демонстрируют, что переход на альтернативные виды топлива, в предложенном случае – метан, как наиболее доступное в настоящее время решение, должен стать государственной задачей», - делают вывод эксперты.

Приблизительная экстраполяция полученных результатов на всю территорию России показывает, что расширение использования газомоторного топлива на общественный транспорт и коммунальную технику, позволит сократить смертность населения на 2,8 тыс. человек, а экономические издержки – на 152,3 млрд. рублей в год.

Напомним, в декабре 2020 в Южном Лондоне было завершено расследование обстоятельств смерти девятилетней жительницы города, скончавшейся в 2013 года. Согласно заключению, основной причиной стала остановка сердца из-за резкого приступа удушья, вызванного чрезмерным загрязнением воздуха. По данным ВОЗ, ежегодно от загрязнения воздуха в мире умирает около 4,2 млн. человек, что составляет примерно 7,5% от всех случаев смерти.

Портал НОЭ

Уже к концу 2021 года доля «зеленой» энергетики в энергобалансе Ставрополья достигнет 15%

on Вторник, 22 Июнь 2021.

С 2021 по 2024 годы в Ставропольском крае планируется реализовать 15 проектов в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Об этом сообщил заместитель регионального Министра энергетики, промышленности и связи Василий Глушаков.

По его словам, в частности, речь идет о строительстве 8 ветроэлектростанций (ВЭС) общей мощностью 855 МВт, шести малых гидроэлектростанций (ГЭС) общей мощностью 29 МВт и одной солнечной электростанции (СЭС) мощностью 116 МВт.

Василий Глушаков сообщил, что с 2020 года по июнь 2021 года на территории Ставрополья были введены в эксплуатацию четыре объекта ВИЭ общей мощностью 375 МВт - Старомарьевская СЭС мощностью 100 МВт (вторая в России по мощности), Кочубеевская ВЭС 210 МВт (первая в России по мощности). Введена также в работу Кармалиновская ВЭС (160 МВт) и Барсучковская малая ГЭС (5 МВт).

«По итогам 2021 года ожидается, что планируемый объем выработки электроэнергии ВИЭ на территории Ставрополья составит около 1 млрд. гигаватт. Совокупная мощность электростанций края, функционирующих на основе ВИЭ, составит 735 МВт. Доля «зеленой» энергетики в энергобалансе региона достигнет 15% к концу 2021 года. Кроме того, реализация всех перечисленных проектов «зеленой» энергетики позволит снижать объемы выбросов углекислого газа в атмосферу до 1,3 млн. тонн в год», — отметил заместитель Министра.

По его словам, на реализацию проектов ВИЭ на территории края было привлечено более 60 млрд. рублей инвестиционных средств. При этом в регионе продолжается работа, направленная на размещение дополнительных мощностей ВИЭ.

Портал НОЭ

«Связь инжиниринг М» о внедрении в Крыму АСКУЭ

on Вторник, 22 Июнь 2021.

Компания АО «Связь инжиниринг М» в рамках развития партнерских отношений со сбытовой компанией / гарантирующим поставщиком ГУП РК «Крымэнрего» провела очную встречу с целью выявления потребностей и проблем в части внедрения решений и систем в области коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ / ИСУЭ).

В рамках встречи, представителям сбытовой компании были продемонстрированы уникальные технологические решения, которые полностью соответствуют требованиям современной нормативной базы и позволяют обеспечить бесперебойный сбор, хранение и передачу данных.

Зона ответственности ГУП РК «Крымэнерго» — весь полуостров Крым (площадью около 27 тыс. кв. км). Для полноценного обслуживания энергооборудования и линий электропередачи, размещенных на территории почти 27 тыс. кв. км, работают три магистральных и три высоковольтных участка электрических сетей, 21 низковольтный РЭС и множество участков этих подразделений. С целью обеспечения возможности реализации всех планируемых проектов, для представителей-партнеров были разработаны уникальные решения на базе оборудования производства АО «Связь инжиниринг М».

В процессе встречи, представителям ГУП РК «Крымэнерго» были презентованы решения по построению ИСУ СИМ-ЭНЕРГО в рамках действия ФЗ № 522, 890ПП. Также отдельно были продемонстрированы возможности инновационной линейки оборудования АО «Связь инжиниринг М»: УСПД УМ-31 SMART (для построения АСКУЭ / ИСУЭ в МКД и ЖК) и УСПД УМ-40 SMART (для построения АСКУЭ / ИСУЭ и АСДУ на объектах распределительных сетей, юридических лиц и в частном доме секторе). В завершение была проведена расширенная демонстрация возможностей интеллектуальной облачной платформы для работы в составе ИСУ — RoMonitoring.NET. Первичным этапом реализации партнерского взаимодействия было определено создание опытной зоны по планируемым типам проектов.

Портал НОЭ

На Кольской АЭС в 2023 году начнут производить водород

on Вторник, 22 Июнь 2021.

Кольская АЭС выбрана пилотной площадкой для создания стендового испытательного комплекса (СИК) по производству водорода и обращению с ним, об этом сообщил директор предприятия Василий Омельчук в ходе пресс-конференции 18 июня 2021 года.

Кольская АЭС была выбрана по нескольким причинам, основные — это избыток вырабатываемой энергии, её низкая стоимость, а также наличие всей необходимой инфраструктуры и опыта по производству водорода в небольших количествах для собственных нужд станции.

«Мы должны создать систему обращения с водородом в промышленных масштабах — получение, сжатие или сжижение и транспортировка. В 2023 году мы должны ввести в работу комплекс с электролизными установками мощностью 1 МВт, затем планируется увеличение мощности и производительности СИК до 10 МВт. Если технология заработает, то она получит развитие по всей Российской Федерации», — отметил Василий Омельчук.

Водородная энергетика является сегодня одним из приоритетных направлений научно-технологического развития Госкорпорации «Росатом».

Портал НОЭ

Большинство россиян готовы платить больше за энергоэффективное жилье

on Вторник, 22 Июнь 2021.

По заказу Ассоциации «Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» в мае 2021 года ВЦИОМ совместно с IFORS провели онлайн-исследование среди жителей городов-миллионников*.

Данные исследования показали, что большинство россиян готовы платить больше за энергоэффективное жилье.

Представляем данные онлайн-опроса:

О проблемах в многоквартирных домах

Чаще всего жильцы многоквартирных домов сталкиваются со следующими проблемами: низкая температура воздуха в квартире (33%), высокая температура воздуха в квартире (33%), сухой воздух (29%), холодный пол (23%), холодный подъезд (22%), холодные стены (20%).

Большинство жильцов многоквартирных домов готовы инвестировать в комфорт при покупке следующего жилья. Две трети опрошенных жильцов многоквартирных домов (65%) готовы заплатить дороже на 1-2% за квадратный метр жилья, если в будущем будут снижены коммунальные платежи и это окупит дополнительные затраты в течение пяти лет.

По мнению 43% опрошенных, их дом нуждается в дополнительной теплоизоляции. Половина опрошенных (52%) пользуются дополнительными отопительными приборами для обогрева помещений зимой, при этом 6% пользуются ими постоянно, 18% — периодически, 28% — крайне редко.

Подавляющее большинство опрошенных (86%) сообщили, что при выборе квартиры в новостройке повышенная звукоизоляция будет одним из критериев, и только 7% не примут во внимание звукоизоляцию, выбирая квартиру.

Абсолютное большинство опрошенных (96%) не знают класс энергоэффективности своего дома. При этом 39% в той или иной степени были бы готовы оплатить вместе с другими жильцами обследование дома на соответствие классу энергоэффективности («да» — 10%, «скорее да» — 29%). О том, что дом уже проходил подобное обследование, сообщили лишь 3% опрошенных.

Готовность платить за качественное жилье

Подавляющее большинство опрошенных (93%) считают, что срок службы многоквартирного дома должен превышать 50 лет.

В гипотетической ситуации выбора материала для утепления кровли 63% респондентов сделали бы выбор в пользу более дорогого долгосрочного решения (сроком на 25 лет).

Большинство опрошенных (66%) хотели бы получить общую информацию о решениях и материалах, которые применялись при строительстве здания (тип утеплителя, кровли, толщина стен и т.д.). Каждый четвертый (26%) не нуждается в этой информации.

* Опрос проводился среди жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Самары, Воронежа, Екатеринбурга, Челябинска, Уфы, Перми, Новосибирска, Омска, Красноярска, Краснодара, Ростова-на-Дону и Волгограда.

Портал НОЭ

В Сибири создали солнечную мини-электростанцию с системой самоочистки

on Среда, 16 Июнь 2021.

Ученые Кузбасского государственного технического университета оснастили свою инновацию специальным роботом, который запускается автоматически и чистит поверхность солнечных батарей от скопившихся грязи и снега. акой механизм существенно повышает эффективность электростанции и фактически делает ее всесезонной. У системы есть и другие умные составляющие: солнечные батареи умеют подстраиваться под источник света, а также включаться и выключаться в зависимости от запаса энергии, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу вуза.

Сам механизм работы электростанции стандартный: в нее встроен аккумулятор, который заряжается от солнца. Устройство преобразует световую энергию в электрическую, которую потом можно использовать для освещения зданий. Специальные навыки для обслуживания солнечных мини-электростанций не нужны.

Ученые рассчитывают, что их разработку будут применять в сфере ЖКХ, при освещении общественных зданий и в частном секторе. По их прогнозам, в среднесрочной перспективе гаджет позволит экономить на электроэнергии 30 процентов. Но главное — инновация должна помочь региону решить проблему электроснабжения труднодоступных районов. У Кузбасса уже есть опыт электрификации удаленных населенных пунктов с помощью солнечной энергии. В 2020 году власти Кемеровской области установили около двухсот солнечных батарей на домах в труднодоступных поселках в Таштагольском районе —на юге субъекта страны. Там же в 2015 году появилась первая в регионе солнечная электростанция.

Портал НОЭ

Заказы на энергоаудит

Информация о заказах на энергетические обследования (энергоаудит), проектные, строительные работы, поставку товаров и иные услуги во всех регионах России.
Компаниям, не являющимся членами СРО НП "ЭнергоСтандарт" необходимо заполнить анкету.